Почитал книгу «Экономика бедности» Абхиджит Банерджи и Эстер Дюфло. Им дали Нобелевскую премию по экономике за 2019 год «за экспериментальный подход к борьбе с глобальной бедностью». Книга нобелевских лауреатов показалась мне научно-популярным произведением описательного характера. Они рассказывают, как в Африке выращивают батат, как взрослые используют детей ради получения пособий и что в бедных районах, где построили школы, стало меньше несовершеннолетних беременных. Набор искусственно синтезируемых фактов ради заключения необходимых выводов. Но и выводов не оказалось. На их месте стояли риторические вопросы.
Не поняв, что хотели сказать авторы в самой книге, обратился к послесловию – ну как же побороть бедность? Но авторы не дают ответ на этот вопрос. Они констатируют:
- «бедным часто не хватает важной информации и веры в настоящие действенные вещи»;
- «бедные несут ответственность за большую часть своей жизни»;
- «существуют понятные причины, почему некоторые рынки закрыты для бедных или почему бедные страдают от неприемлемых цен на них» и т. д.
«У нас нет простого рецепта искоренения бедности нищеты, но только мы это признаем, время будет на нашей стороне… Бедность всегда была с нами, впрочем, мы ее преодолеем», – пишут в самом конце труда авторы. Очень оригинально.
Зачем такие книги пишутся, а потом издаются у нас? На мой взгляд, чтобы белый господин мог что-то рассказать аборигенам как выходец из цивилизованного мира. Такие книги пишутся ради консервации текущего положения вещей, ради обоснования того, что бедным неразвитым странам нужны либертарианские реформы, что исправить проблемы можно только наугад социальными экспериментами над миллионами живых людей, ради того, чтобы цивилизованный мир спокойно пользовался ресурсами этих стран, пока эти эксперименты проводятся и т. д. Не последняя цель – снять ответственность с цивилизованного мира и позволить мировым организациям и дальше осваивать бюджеты, выделенные на «борьбу с бедностью».
Я могу ошибаться, но для меня предложенная «борьба с бедностью» выглядит так. А Нобелевская премия, бесспорно, выдана по заслугам.