Британский флот в николаевских степях: правда или фантазия
Владимир Зеленский вчера совершил большое зарубежное турне. И по ходу успел сотворить сенсацию: в Лондоне он договорился с британскими властями о том, что те профинансируют украинский военно-морской флот на полтора миллиарда долларов. И это легло в канву заявления министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы о том, что в Николаевской области может появиться британская военная база.
В этой истории много неясного. Пока известно только одно: британское финансирование будет не спонсорской помощью, а банальным кредитом, который нужно будет выплачивать.
Что касается базы, то даже если Зеленский о чем-то в Лондоне договорился, это не может быть быстрой историей, поскольку украинская Конституция прямо запрещает размещение иностранных военных баз на территории государства.
Причем еще пару лет назад это можно было сделать на основе договора аренды, но в феврале 2019 года лазейку из Конституции убрали. Так что британцы могут не спешить.
Пока это все больше напоминает "развод" в стиле Всемирного банка, когда государству дают кредит, которым оплачивают всевозможные "услуги", оказываемые прикормленными западными структурами, и в конечном итоге за все это платит украинский налогоплательщик, погашающий кредит.
Так что стоит задуматься, нужно ли нам такое сотрудничество, в результате которого мы ничего не получим, но будем должны.
Брюссельский саммит: сдался ли Зеленский?
Помимо Лондона, Зеленский вчера побывал и на саммите Украина – ЕС в Брюсселе. Собственно, формально именно саммит был главной целью вояжа, но новостей оттуда оказалось намного меньше, чем из британской столицы. Впрочем, даже тех новостей, которые были, достаточно, чтобы понять, что саммит был посвящен одной теме – попытке сохранить влияние Запала на созданные в Украине антикоррупционные органы.
Судя по заявлениям на саммите, Зеленский смог успокоить европейских лидеров: с их стороны вообще не было критики в адрес украинской власти. Но, если судить конкретно по заявлениям самого украинского президента, ничего конкретного он Брюсселю не пообещал.
Лидеры ЕС говорили о том, что для них важно избрание независимого антикоррупционного прокурора – подразумевая, что он должен быть независим от украинской власти, но зависим от Запада. И Зеленский ответил ровно тем же: пообещал избрание независимого антикоррупционного прокурора. Но от кого именно он будет независим – этого президент Украины уточнять не стал.
Так что, по большому счету, стороны разъехались из Брюсселя ровно с тем же, с чем и приезжали туда. И, судя по всему, в отношении антикоррупционных органов Банковая будет гнуть ту же линию, которую гнула до сих пор, – то есть линию выдавливания из них "соросят".
А вот что получится взамен – это пока вопрос.
Полулокдаун: школы уходят на карантин
Карантинная весна возвращается, но в худшем ее варианте. Вчера заболеваемость коронавирусом в Украине установила новый антирекорд – 4753, причем, в отличие от весны, показатель рассредоточился по всей стране, а эпицентр переместился из Западной Украины в Восточную – в Харьковскую область.
Соответственно, о локализации эпидемии, которую рассматривали как вариант еще недавно, говорить уже не приходится. И потому все реальнее перспектива, на которую регулярно намекает Минздрав: насчет того, что после местных выборов страна вернется в весенний локдаун.
Но отдельные элементы жесткого карантина возвращаются уже сейчас. И в Киеве, и в отдельных регионах большое количество школ ушло на карантин, который формально будет длиться две недели, но в реальности гораздо больше: вчера Минобразования объявил, что осенние каникулы перенесены на 21-28 октября – то есть они начнутся как раз через две недели.
И теперь в полный рост возникает проблема, о которой много говорилось в сентябре, когда школы пытались закрывать в "красных" городах Западной Украины: родители продолжают работать, а дети оставлены на произвол судьбы.
Новый школьный локдаун уже наглядно продемонстрировал: школы готовы к онлайн-обучению не лучше, чем весной. Проще говоря – никаких онлайн-уроков по интернету, домашние задания по вайберу и переход на фактическое самообучение. Но если весной родители сидели дома вместе с детьми и, по сути, заменяли учителей, то теперь, как уже сказано, детям при работающих родителях предлагается самостоятельно осваивать школьную программу. Что из этого выйдет – предположить несложно.
И это уже проблема государственного масштаба. Поскольку понятно, что нынешний школьный карантин – не последний, необходимо вмешательство на центральном уровне. Для учителей необходимо ввести не нелепые профессиональные стандарты, а конкретные стандарты обучения детей в условиях эпидемии (при этом, естественно, обеспечив всем педагогам возможность проводить онлайн-обучение через интернет). Если этого не сделать, еще один учебный год уйдет коту под хвост.
Всемирный банк хвалит наше падение ВВП
Всемирный банк опубликовал свой новый прогноз по итогам 2020 года для Украины. Выглядит он не слишком оптимистично: минус 5,5% ВВП, особенно если учесть, что три месяца назад ВБ предрекал нашей стране падение "всего" на 3,5 пункта.
Однако сам ВБ комментирует новый прогноз весьма оптимистично: "Падение ВВП в этом году ожидается на уровне 5,5%. Это меньше, чем во многих странах региона". И объясняет свой оптимизм тем, что "украинская экономика вошла в коронакризис более сильной и подготовленной благодаря взвешенной монетарной и фискальной политике в течение предыдущих лет".
После такого комментария поневоле начинаешь понимать, что мы, видимо, изнутри оцениваем ситуацию в стране как-то неправильно. Пока украинцы с грустью наблюдали за тем, как промышленное производство падало в течение целого года с лишним, у нас, оказывается, экономика стала сильнее.
И сильной украинскую экономику сделали не промышленные или сельскохозяйственные предприятия, а вполне конкретные люди. Если исходить из оценок ВБ, авторами украинского экономического чуда стали Яков Смолий, Валерия Гонтарева, Макс Нефедов и целый ряд менее известных руководителей фискальных органов. Непонятно, правда, стоит в список национальных героев включать Романа Насирова, или "взвешенная фискальная политика предыдущих лет" все же началась позже.
На самом же деле ни Смолий, ни Нефедов тут ни при чем. Украинская экономика упала не так глубоко, как другие, только потому что она уже пережила очень глубокое падение еще в 2014-2015 годах – в тот период, когда остальные росли. И теперь, когда остальные теряют рост последнего десятилетия, Украине уже почти некуда падать. В этом весь секрет "экономического чуда".
Но проблема в том, что соседи, упавшие глубже, восстанавливаться тоже будут быстрее. А Украина продолжит топтаться на месте, снова отставая от остальных. Тот же Всемирный банк прогнозирует рост в следующем году украинской экономики всего на 1,5%.
"Слуги народа" возобновили войну против ТВ
В целом новая власть, как и старая, озабочена отнюдь не тем, чтобы обеспечить стране высокие темпы экономического роста. Правда, летом появился законопроект о локализации производства, в котором обнаружился зародыш экономического протекционизма, однако потом, после окриков из ЕС, власть испугалась и решила заниматься чем-то более безопасным и выгодным для себя.
Одной из таких инициатив является внесенный в Раду "слугой народа" Олегом Дундой законопроект о противодействии информационной войне. Как известно, в прошлом парламенте любители подобных законопроектов заседали по квоте "Народного фронта". "Народный фронт" растворился в политическом воздухе, но запах от него, видимо, все-таки в парламенте остался – в виде подобных инициатив от теперь уже новой партии власти.
Суть законопроекта Дунды в том, чтобы создать новый способ наказывать телеканалы. То есть если в эфире кто-то заявил, что не признает российскую агрессию или оккупацию Россией части территории Украины, то за это телеканалу полагается штраф. А в случае, если нарушение не устранено в течение месяца, то – лишение лицензии.
При этом последователь "Народного фронта" даже не замечает, что предлагает откровенный маразм. Допустим, в эфире некоего телеканала прозвучало нечто крамольное – и каким образом он может в течение месяца устранить это нарушение? Конечно, можно цензурировать запись, опубликовать опровержение – но все это станет лишь информационной поддержкой для заявления, которое уже прозвучало и которое уже назад не вернешь.
Однако главный маразм в другом. Наследники "Народного фронта" пытаются бороться с тем, с чем бороться просто глупо. Ведь если некто в эфире сказал откровенную ложь, то не нужно думать, что зритель сам не определит – соврали ему или нет. А если некто сказал нечто, что не нравится власти, то это уже будет поводом задуматься – так ли верна та линия, которую гнет власть.
Всем давно известно: запреты лишь усиливают интерес и добавляют популярности. Но для отдельных "слуг народа" стоит уточнить: запреты добавляют популярности тем, кого запрещают, а не тем, кто запрещает. С теми, кто запрещает, обычно происходит то, что уже произошло с "Народным фронтом". Так что нынешней партии власти стоит задуматься – нужны ли ей во фракции такие наследники прошлого.