"Солдат не освобожден от ответственности за мародерство и бандитизм"
Генеральный прокурор Юрий Луценко считает, что парламент должен освободить от ответственности бойцов, которые во время военных действий нарушили статьи, как выразился генпрокурор, "Уголовного кодекса мирного времени".
Об этом Луценко написал на своей страничке в facebook.
Тем временем, опрошенные "Страной" юристы считают эту идею, мягко говоря, незаконной. Потому что, речь идет не о том, что Батя и другие добровольцы убивали противника во время боевых действий, а о том, что они подозреваются в мародерстве, вымогательствах, грабеже и прочих преступлениях, за которые во всех армиях мира применяются жесткие наказания как в мирное, так и, тем более, в военное время.
Татьяна Монтян, адвокат: "Я не удивлюсь, если наш замечательный парламент примет даже телефонный справочник"
Я не удивлюсь, если наш замечательный парламент примет даже телефонный справочник. Но о праве тут говорить не приходится. Мародерство и любые другие притеснения мирного населения – это международные военные преступления за которые полагается во всем мире ответственность как в мирное. так и в военное время. И только безумному Луценко без юридического образования может прийти в голову нести такую чушь. Хотя, конечно, его заявление, что надо при избрании меры пресечения учитывать такое понятие как "гідність бійця" – это, конечно, вне конкуренции. Не говоря уже о том, что у нас военное положение вообще не объявлено, и Россия является агрессором только в телевизионных репортажах. Тогда как в юридическом поле продолжает действовать договор о дружбе и сотрудничестве Украины и РФ. Его никто не отменял. У нас и отношения на уровне чрезвычайных и полномочных послов. То есть, действует режим мирного времени, но при этом, идет АТО, на которое непонятно по какому право мобилизуют обычных селян из колхозов, о чем говорить?
Ростислав Кравец, старший партнер адвокатской компании "Кравец и партнеры": "Если следовать логике Высшей Рады кривосудия, то теперь надо уволить судью Печерского суда"
Заявление Луценко – это подмена понятий. Да, у нас идут боевые действия, но это никоим образом не освобождает Лихолита от ответственности за бандитизм. И с другой стороны, поскольку президент не объявил военное положение, любой боец, который участвует в боевых действиях, с точки зрения уголовного кодекса является преступником. И это, конечно, всем удобно. Это, во-первых.
Во-вторых, если каждый раз под отдельное лицо менять законодательство, то в конце концов ни один закон в Украине работать не будет.
То что уже сделал Луценко, полностью нивелирует всю судебную систему Украины. Генеральный прокурор заявляет, что решение суда будет отменено, и тут же апелляционный суд отменяет решение Печерского суда. Теперь, если следовать логике действующей власти, и Высшей рады кривосудия, надо привлечь к ответственности судью Печерского суда, которая выбрала Лихолиту меру пресечения. Ведь привлекают к ответственности судей, которые принимали решения о взятии под стражу активистов Майдана.
Роман Марченко, старший партнер ЮФ "Ильяшев и партнеры": "Во время Второй мировой за мародерство расстреливали"
Парламент может вообще завтра отменить Уголовный кодекс. Но, если говорить о законности, то следует четко разделять, что мы имеем в виду, когда говорим о военных преступлениях. Если велся обстрел противника, и погиб мирный житель, - это одно. В таких условиях Уголовный кодекс применяться не может. Однако если речь идет о мародерстве, грабеже, бандитизме, - то я не понимаю, как может в цивилизованном обществе остаться безнаказанным такое преступление. Во время Второй мировой в Красной армии работали "тройки", которые за мародерство расстреливали просто на месте. Солдат, в силу своего статуса, освобожден от ответственности за убийство противника, но он не освобожден от наказания за грабеж, насилие, разбой, мародерство. Более того, в военное время к подобным нарушителям применяются еще более жесткие меры, потому что это разлагает армию. Человек, получивший в руки оружие, не должен забывать, для чего он его получил.
Андрей Смирнов, адвокат: "Это называется: "Батя, я стараюсь"
С юридической точки зрения применение амнистии к военнослужащим, которые во время проведения военных действий, совершат акты мародерства, грабежа, похищения людей, - не оправданы ничем.
Создание такого опасного прецедента – это в буквальном смысле изнасилование правовой системы. Если к таким людям применят амнистию, то это приведет к очень большому социальному конфликту, потому что у нас человека, заподозренного в краже мобильного телефона, могут годами держать в следственном изоляторе. А к человеку, который грабил и пытал мирных жителей, применят амнистию.
Не говоря уже о том, что мы окончательно, извиняюсь, об...сремся перед Европой. Давайте я вам зачитаю рекомендацию ООН правительству Украины. "Расследовать все нарушения прав человека и международного гуманитарного права, совершенные на востоке, включая те, которые были совершены правительственными силами".
И еще я хочу, чтобы вы обратили внимание на то, что происходит в Соломенском районном суде, где сегодня второй или третий раз слушают ходатайство по определению меры пресечения военному прокурору Кулику. Там присутствуют депутат Семенченко в несвежей майке и известный на всю страну Батя. И они поддерживают сторону обвинения. Ну можно представить себе этот сюрреализм? Я уже написал соответствующий пост в facebook о том, что результативную часть определения Соломенского суда следует выписать следующим образом: "Батя, я стараюсь".