— Кому водички, мальчики? Только не выкидывайте стаканчики, бо стоим до победного конца, — с улыбкой расхаживает по Крещатику средних лет женщина.
— Людей мало, — отхлебывая из стакана, вздыхает ее знакомая.
— Да, мало людей. Вони можуть нас спресувать, — вторит ей еще одна женщина. — Зараз позвоню Гальке, хай їде сюда, і бере свого Юрку. Чо сидiть вдома? Варення вона варить.
Людей собралось немного. Фото Анастасия Рафал, "Страна"
На часах уже за полдень. Вдоль улицы Богдана Хмельницкого выстроились 10 автобусов полиции. У здания Печерского суда крутится сотня добровольцев — представители "Азова", "Айдара", "Донбасса". И несколько десятков старичков — из тех, что всегда на передовой.
Ситуация почти анекдотическая. Добробаты второй день блокируют здание Печерского суда, чтобы не дать увезти в СИЗО командира "Айдара" Валентина Лихолита (позывной Батя).
Его обвиняют в создании бандформирования, пытках и похищениях людей, в мародерстве.
Печерский суд вынес Бате меру пресечения — содержание под стражей. Но реализовать это решение не могут - суд заблокирован пусть и немногочисленным, но решительным отрядом добровольцев. При поддержки ряда народных депутатов - Мосийчука, Семена Семенченко, Егора Соболева и прочих.
— Хрен мы им дадим его забрать. Потому что если его заберут в СИЗО, — его уже оттуда не выпустят, — боец с позывными "Одесса" хлопает себя по ушам, словно снимая лапшу.
Его приятель из батальона Кульчицкого открывает бутылку пива пистолетом "Беретта".
— Он хороший был мужик, — говорит слегка уже поддатый боец. — Иначе бы нас здесь столько не собралось. Хрен они нам что сделают. Вчера тоже какие-то менты крутились. Наших 50 человека в балаклавах пришли, и они тут же съеб… Ой. Ну ты поняла.
— Чтобы ты понимала, у нас "железа" припрятано, — и на Троещине, и на Отрадном и на Оболони. У него вон, — кивает боец на того самого "Одессу", — СБУ весь огород обыскала в поисках "железа". Так что если они сюда сунутся… Мы все на связи. Ребята готовы оперативно подъехать. Наши уже с передовой выдвигаются.
— Суки они все! — поддерживает Одесса. — И Семенченко этот, — злобно глядит он через дорогу в сторону Семена Семенченко, который кричит что-то в микрофон. — А Парррубий Андррруша який був харроший, — перездразнивает он экс-коменданта Майдана, — а зррробився така курва, шо мама мия.
"Они допрыгаются, блин"
Тем временем, на Крещатике и у здания суда идут политические дебаты. Если бойцы считают, что Батю заказал Мельниченко, то старички, в основном, во всем видят руку Порошенко, которого величают не иначе как "Вальцманом".
— Я Лихоліта лічно не знаю. Но я аналізірую. От у нас зараз влада бандитів. Вони хочуть убрать патріотів. От дивіться: Єфремов не сидить, а Лихоліта судить суддя, яка сажала майданівців, — объясняет свою позицию Галина Сморчкова.
— Путин в Москве сажает наших патриотов, а Порошенко-Вальцман здесь, — наших. Они там все контрабанду крышуют, а он честный человек, он с этим боролся, — поддерживает некто Василий, отстоявший весь второй Майдан.
— От-от, — соглашается Галина. — І це не гібридна війна, це договірна війна.
— Два ж...да воюють, — встревает Александр из Винницы.
— Он сдает Украину России. Он сдаёт Украину России. Эти Минские договора — это все липа. Он боится за свой бизнес, а бизнес у него — в России. Он кормит этих бандитов своим шоколадом.
Василий и Галина Сморчкова (слева) вели политические дискуссии. Фото Анастасия Рафал, "Страна"
Историческая дискуссия шла и у здания Печерского суда.
— Слышишь, 300 лет как Россия стала называться Россией. И они уже наши старшие братья, блин.
— На 400 лет позже христианство приняли! — вторил ему боец с медалями на груди.
— Они допрыгаются, блин.
— Порошенко треба готуватися до трибуналу! — мрачно подытожил экс-нардеп Степан Хмара, который стоял тут же.
— Боюсь, скоро они нас всех объявят сторонниками русского мира, — предположил кто-то из бойцов.
"В туалет давайте патриота"
Зал, где вчера проходил суд, тоже заняли активисты. Кто-то сидел, кто-то лежал.
— Все нормально, Бать, прорвемся! — поддерживали его бойцы.
— Ребят, командира нужно в туалет сводить! — закричал кто-то из "айдаровцев". — Он уже сутки здесь.
Зал в ответ тут же загудел.
— Досить принижувати солдата.
— Фашисти!
— Давайте старшого сюда.
— В туалет давайте патрiота! Це катування.
Из толпы даже поступило предложение всем выйти, чтобы Батя сходил в туалет прямо в зале.
— Подождите, он что, животное, чтобы в клетке в туалет ходить? — запротестовал кто-то.
В результате, вопрос решили цивилизованно. Валентина Лихолита под охраной сводили в туалет и вскоре вернули обратно.
Женщины намерены сидеть в зале до победного конца. Фото Анастасия Рафал, "Страна"
"С этого человека начался третий Майдан"
Поддержать Батю, и заодно попасть в объектив фотографов, явились Егор Соболев, радикал-погромщик Олесь Вахний, Николай Катеринчук.
Семен Семенченко пытался взять на себя роль лидера протеста. Время от времени он кричал охрипшим голосом в микрофон:
— Если эти негодяи думают, что мы отсюда уйдём, — они ошибаются. Власть принадлежит народу, а не бородатым дядькам, которых мы не выбирали. Сегодня должен идти суд над военным прокурором Куликом, у которого нашли и машины, и квартиры, и который поддерживает прямые связи с террористом Жилиным. У меня такое же дело в Бахмаче, где ребят обвиняют в том, что они пошли на фронт, чтобы украсть видеокамеру, а потом два года заметили следы, — надрывался комбат.
Народ, впрочем, слушал его без особого интереса, больше обсуждая наболевшее.
— Мужики, тут пирожки, съедобные. Я ел, — крепкий мужчина в форме предлагал всем подкрепиться.
— Работа? Ты знаешь, сколько людей у меня сейчас просят работу? Семь человек, — беседовали в сторонке двое.
— Та я зае..бался уже сидеть без работы и без денег.
— Если что-то будет, я дам знать.
Одни пришли поддержать Батю, другие искали работу. Фото Анастасия Рафал, "Страна"
— Юра, тут через 100 лет будет стоять памятник: "с этого человека начался третий Майдан", — подкалывал полицейский одного из протестующих, который хотел было разжечь на Крещатике костер.
— Да при чем тут майдан? — с раздражением буркнул полицейский Юра.
Впрочем, о Майдане тоже говорили.
— Я не знаю, чем закончится дело Лихолита, — задумчиво сказал "Стране" унсовец Виктор. — Но я вижу, что происходит. Все по принципу: "разделяй, и властвуй". В каждом батальоне по 2-3 командира, и все враждуют. Но я думаю, закончится все это тем, что осенью народ соберет картошку, и возьмет в руки оружие. И тогда будет третий Майдан. Но уже кровавый.
Впрочем, пока что все идет к тому, что власть даст задний ход. Во всяком случае, генпрокурор Юрий Луценко уже заявил, что не видит оснований для ареста Бати.
Вечером в субботу он лично прибыл в суд на апелляцию и заявил, что прокуратура поддерживает просьбу защиты изменить меру пресечения с ареста на личное поручительство. То есть, грубо говоря, дать "Бате" волю. При такой постановке вопроса вердикт был предрешен. Суд постановил выпустить Лихолита на свободу. На поруки.
И это все о нем
Валентин Лихолит — фигура, безусловно, историческая, но противоречивая. Для одних он легендарный комбат, для других — бандит и мародер.
Известно, что Батя прошел весь Майдан вместе с ветеранами Афганистана, где он и сам когда-то воевал.
До революции он 25 лет руководил Клубом военно-патриотического воспитания в родном селе Новоукраинка Кировоградской области. Обучал детей рукопашной, огневой, строевой подготовке.
После революции ушел добровольцем в "Айдар", за которым тянется целый шлейф скандалов. В 2015 году Геннадий Москаль передал в МВД и Минобороны список из 65 преступлений, якобы совершенных бойцами батальона на территории Луганской области в мае-ноябре 2014 года. В 34 случаях речь шла о похищении людей. Во многих случаях информации о похищенных нет до сих пор.
Аналогичный доклад когда-то представляла Amnesty International. Организация получила десятки сообщений о злоупотреблениях, совершенных членами батальона „Айдар“. Обычно бойцы похищали местных жителей, которых обвиняли в коллаборационизме с сепаратистами и держали во временных изоляторах. Почти во всех случаях, утверждала Amnesty International, жертв били и заставляли платить выкуп бойцам батальона.
Впрочем, соратники Бати уверяют, что это легендарный командир, отмеченный медалью "За мужество" III степени. А сам Лихолит считает, что его заказал экс-комбат "Айдара", а ныне нардеп Сергей Мельничук.
Источники "Страны" в Главной военной прокуратуре называют версии Бати-Лихолита - чушью, так как Мельничук сам в статусе подозреваемого и никакого влияния на следствие не имеет (кстати, получается, что под следствием сейчас оба основателя "Айдара"). Военные прокуроры считают, что Лихолит подозревается обоснованно и в зоне АТО возглавил вооруженное ОПГ, подконтрольное лично ему. "Эта была группа людей, называвших себя бойцами "Айдара", некоторые - ранее судимые. Они во главе с Лихолитом занимались мародерство и вымогательством денег у местных жителей. Их пытали и избивали. Есть множество свидетелей. О беспределе отдельных бойцов "Айдара" неоднократно указывали в своих отчетах и представители международных организаций", - заявляют в прокуратуре.
Защитники же Бати говорят о политическом преследовании и расправе над героем-добровольцем. А его жертв считают сепаратистами.
"Я не можу повірити, що це відбувається, - пишет нардеп от "Самопомощи" Егор Соболев. - Затриманий легенда Айдара - Валентин Лихоліт, Батя. Командир Наді Савченко. Затриманий військовою прокуратурою за заявою лідерів сепаратистів Сєвєродонецьку - колишнього мера та його заступників. За яких місто опинилося в ЛНР. Вони звинувачують Батю у тому, що його бійці забрали в них фотоапарат та інші матеріальні цінності. Якщо його залишать за ґратами, для мене це буде остаточним доказом, що Україна окупована".
Правда, не все с такими оценками согласны.
"Мародерили жорстко, знаю, як вивозили в ліс стошника, коли їм не сподобалось, як відремонтував машину, знаю, що "брали" членів сімей тих, кого вважали сєпарами..., - пишет известный журналист Ольга Решетилова. - В будь-якому разі перш, ніж писати "патріотів зливають", поцікавтеся у колишніх бійців, що являв собою Айдар зразка 2014-15 років".