2 февраля 2015 года после концерта в Кривом Роге известный украинский музыкант Кузьма Скрябин (Андрей Кузьменко) возвращался на своей Toyota Sequoia в Киев.

На 86 км трассы – Кировоград – Кривой Рог – Запорожье его автомобиль столкнулся с перевозившим молоко ГАЗ-53, и певец погиб. Позже, обстоятельства смерти Кузьмы часто сравнивали с гибелью главы "Руха" Вячеслава Чорновила. Тем более, что в последние месяцы жизни Андрей Кузьменко резко критиковал действующую власть.

"Страна" вспоминает, о чем пел и говорил Кузьма Скрябин, которого не стало ровно три года назад, а также пообщалась с его супругой – Светланой.


Последнее интервью Кузьмы Скрябина в Кременчуге

Они живут себе на другой планете

"Они (власть. – Прим. Авт.) живут себе на другой планете, и каждый новый, который приходит, дорывается до кормушки, и у него падает забрало на глаза, и он перестает соображать. И думает: мне повезет, меня не признают идиотом. И так гребет, гребет, гребет…" – из заявления Андрея Кузьменко на последней пресс-конференции в 2014 году.

– Светлана, на последней пресс-конференции, ваш муж сделал ряд резких выпадов в адрес действующей власти. Это многих удивило. Ведь раньше Кузьма публично на тему политики не высказывался.

– Политика, как таковая, мужа действительно никогда не интересовала, – говорит Светлана. – Он был человеком творческим, жил музыкой и песнями. Мог прийти домой после корпоратива, на который его пригласили играть (всем известно как зарабатывают музыканты в нашей стране), и спросить у меня: "А кто такой Арбузов?".

– Что изменилось в последний год его жизни?

– Начался Евромайдан, а потом АТО на Донбассе. Андрей просто не смог остаться в стороне от происходящего. Понимаете, он был человеком неравнодушным к боли простых людей. Мог зайти в госпиталь, узнать, что у санитарки зарплата 1500 гривен, и отдать ей все деньги, которые у него были при себе. А тут сначала в центре столицы погибла Небесная сотня. Затем люди начали умирать в АТО. Андрей не хотел это афишировать, но волонтерскую деятельность он начал еще во время Евромайдана. Приезжал туда, раздавал людям еду, вещи, медикаменты.   

– Об этом он говорил публично? 

– В 2004 году во время Оранжевой революции завистники мужа из шоу-бизнеса воспользовались ситуацией и обвинили его в том, что он поддерживает Виктора Януковича. Хотя на самом деле это было не так. Еще и врагом народа назвали. Все это принесло ущерб его карьере. Не говоря уже о душевных мучениях. Возможно, именно поэтому он и скрывал свою волонтерскую деятельность. Да и дешевого пиара на людской крови он не терпел. Для него было главным, что он помогает людям. По образованию Андрей был медиком. Еще во время службы в армии работал в госпитале медбратом. А в те времена туда поступали его сверстники, получившие ранения в Афганистане. Он видел их боль и пропускал ее через себя. Ведь он тоже мог оказаться на их месте. Такая же история была и на этот раз. Андрей просто был не в состоянии дистанцироваться от происходящего в стране.

У людей садятся батарейки

"У людей садятся батарейки. Понятно, что Антитеррористическая операция не может продолжаться год. Понятно, что это война. А войной ее никто не называет. За какой хрен погибло столько людей? Я просто не понимаю…" – из заявления Андрея Кузьменко на последней пресс-конференции в 2014 году.

– Когда началась АТО, муж стал собирать помощь для наших военных, – продолжает Светлана. – Покупал форму, обувь, бронежилеты, приборы ночного видения и медикаменты. Нелегально, чтобы уйти от налогов, пригонял из Германии автомобили и переделывал их в военные. Самостоятельно отвозил все это на фронт и, видимо, часто бывал "на передке". В Германии он договаривался о проведении сложнейших операций для наших бойцов, часто бывал в военных госпиталях. Однажды позвонил мне и говорит: "Тут в госпитале парень лежит раненный, неделю без душа. Можно я его домой приведу?". У него болела душа за каждого из бойцов, с которым он общался лично. Он неделями дозванивался к ним на фронт. И очень переживал, если они не отвечали.

– Выходит, он критиковал власть потому, что воспринимал происходящее на фронте как личную трагедию?

– Да. Он словно проводник пропустил через себя все происходящее. Кроме того, он много знал. Гораздо больше, чем писали и рассказывали СМИ. Ведь пропаганда не имеет ничего общего с реальной жизнью. А он общался с ребятами с фронта и бывал на корпоративах, где присутствовали политики и бизнесмены. В то время когда наши мальчики погибали в АТО, лидеры государства мыли столы шампанским по 100 евро за бутылку. Андрей не мог спокойно на это смотреть, не мог не анализировать происходящее. Тем более, что еще до войны мы с ним много ездили по миру. И понимали, что существуют страны, в которых люди могут нормально жить, получают качественную медицинскую помощь, имеют спокойную и благополучную старость. Помню, как в Цюрихе мы смотрели на старичков, которые по утрам пьют кофе в ресторанчиках. И говорили о том, что представить подобное в Украине просто невозможно. Понимаете, мы же с Андреем были обычными людьми. Очень тяжело шли к материальному благополучию и ни от кого не ждали и не получали помощи. Андрей стал популярным достаточно поздно для своего возраста, и ему многое пришлось пережить. Мы с ним никогда не "летали в облаках" и всегда трезво воспринимали происходящее в стране.

Погибло уже несколько Небесных сотен

"Украинцы всегда умеют выбрать такого, чтобы сначала с вазелином, а потом и без вазелина. Так, чтобы не надо было даже в аптеку бежать. Выбираем так, чтобы пожестче. Там все сейчас так сделано, чтобы мы не имели выбора. Почему сейчас не собирается Майдан? По-моему, поводов еще больше, чем при Януковиче. Погибло уже столько Небесных сотен. Каждый день по сотне гибнет…" – из заявления Андрея Кузьменко на последней пресс-конференции в 2014 году. 

– У Кузьмы появилось много политических песен. И все они были направлены на критику власти.

– Знаете, когда он написал и показал мне свою знаменитую песню "Обращение к президентам", я ужасно за него испугалась. Я тогда сказала мужу: "Не смей выкладывать ее в интернет!". Но он и слушать меня не стал. Через 10 минут после того как Андрей вышел из дома, мне позвонила моя подруга-журналист и говорит: "Твой супруг что, с ума сошел? Такие песни писать…". Но он иначе просто не мог. Понимаете, Андрей был человеком с очень сложными и тонкими эмоциями, глубоким восприятием мира и справедливости. Пока не началась война, он не высказывал свое мнение. Но потом… Все эти его заявления на пресс-конференции… Это просто был крик души. Он все время повторял: "Эти раненные и погибшие бойцы АТО, они же могли быть нашими с тобой детьми!".

Письмо Кузьмы президентам Украины

– Власть не пыталась оказывать на него давление?

– Нет. Они просто не реагировали на его творчество. Никаких предупреждений или угроз мы не получали. Хотя, знаете, если бы Андрей был жив, он бы мог стать гражданским лидером в обществе. Он после концерта каждый раз три часа кряду раздавал автографы. Никому не отказывал. Всегда был открыт навстречу простым людям, и они это чувствовали.

Они считают людей молью

"Они не обращают на меня внимания вообще. И не воспринимают как какую-то опасность. Они меня считают такой же молью, как любого другого человека в Украине. Молью, которую можно взять и раздавить", – из заявления Андрея Кузьменко на последней пресс-конференции в 2014 году.

 – Трагическую смерть вашего мужа часто сравнивают с гибелью Вячеслава Чорновила. Ходили слухи, что авария была подстроена, чтобы его убрать. Мол, слишком уж резко он высказывался в адрес власти…

 – Я не верю в версию об убийстве. Просто пришло его время. Такие люди, как Андрей, ярко горят и очень быстро сгорают. Наверное, у него просто больше не было сил жить и бороться. Знаете, после поездки в Кривой Рог (там был концерт в честь 25-летия создания группы "Скрябин") муж собирался снова ехать в зону АТО. У нас весь гараж был забит гуманитаркой, но он так и не успел. Уже после похорон друг Андрея – Лесик (музыкант Олег Турко. – Прим. Авт.) – выполнил последнюю волю мужа и отвез все это на фронт.

– Президент Петр Порошенко после смерти вашего мужа высказал сочувствие и наградил Андрея Кузьменко посмертно орденом "За заслуги" первой степени…

– Да. Теперь наша дочь получает папину пенсию в размере 1700 гривен и за орден еще около 400 гривен… Почему никто не награждал Андрея при жизни?!

– Как вы живете теперь без Андрея?

–Ну как живем… По сравнению с тем, что происходит в Украине, – нормально. Я основала фонд имени Кузьмы Скрябина. В меру возможного мы продолжаем дело мужа. Помогаем детям погибших бойцов АТО. Передаем помощь на фронт. Делаем, что можем.

"Парадокс в том, что никто не хочет стать героем в Украине. Оставить свое имя, чтобы восхищались: какой у тебя был дед, прадед. Сделай хоть что-нибудь! Никто, ни фига. Руины…" – из заявления Андрея Кузьменко на последней пресс-конференции в 2014 году. 
Читайте Страну в Google News - нажмите Подписаться