Нидерланды отказывают в ассоциации Украине
Официальные итоги позавчерашнего референдума в Нидерландах будут оглашены только на следующей неделе, но их результаты настолько очевидны (61% против ассоциации с Украиной при 32%-й явке), что их уже прокомментировал премьер страны Марк Рютте: «Если результаты референдума останутся такими, как сейчас, мы не сможем продолжить процесс ратификации соглашения об ассоциации Украины и ЕС».
Украинская власть во главе с президентом, естественно, заявила, что Украина тут не причем – говоря словами Порошенко, «это атака на Европу». В принципе, это недалеко от истины, но касается данный референдум все-таки Украины. И бьет он, прежде всего, по имиджу Порошенко в глазах его избирателей. В глазах другой части страны это соглашение ни по кому не бьет, но эта часть все равно не будет голосовать за президента и его партию.
Парадокс, но, несмотря на очевидность результатов, они все-таки стали сюрпризом для политиков Евросоюза. Они еще до начала референдума могли выработать дальнейшую линию поведения ЕС в отношении Украины. Но все, что смогли сказать и Брюссель, и Берлин, – это общую фразу о том, что они не оставят Украину и что голландское правительство решит, как ему быть. Хотя Рютте уже к тому времени сообщил, как они решат.
На данный момент соглашение продолжит действовать во временном режиме, но очевидно, что постоянного решения у Евросоюза нет.
Коалиция-230 со многими неизвестными
Блок Порошенко устами депутата Бригинца заявил, что для создания будущей коалиции с «Народным фронтом» уже есть 230 депутатов. И хотя Бригинец принадлежит к окружению Луценко, прогнозы которого часто не сбываются, на этот раз заявление может быть правдой: перед уходом на «работу в округа» состав потенциальной коалиции насчитывал 223 депутата, и добрать еще семерых большой проблемой не выглядело.
Нардеп также сообщил, что ожидает подписания коалиционного соглашения 12 или 14 апреля. Однако уже сама эта неопределенность с датой выглядит подозрительно – ведь если уже есть 230 человек, то зачем тянуть еще неделю?
Ответа может быть два: либо 230 таки нет, либо они есть, но партнеры по будущей коалиции так и не решили вопрос о том, кто будет премьером – Яценюк или Гройсман. Судя по тому, как обе стороны в последние дни упорно избегают называть фамилию будущего главы правительства (хотя раньше озвучивали ее чуть ли не ежедневно), вторая версия ближе к истине. Мегаторги, в которых на кону стоит все, кроме президентского кресла, еще продолжаются. И не факт, что закончатся даже за неделю.
Шатающееся кресло Гонтаревой
Вчерашний день запомнился прокатившимся по СМИ слухам об отставке председателя Нацбанка Гонтаревой. Об этом написали журналисты и заявил нардеп от «Народного фронта» Поляков. Причем якобы речь шла о конфликте Гонтаревой с президентом из-за злополучных панамских «офшорок», которые она регистрировала для Порошенко.
Учитывая продолжающиеся скандалы с «Рошеном», это не выглядит нелепо. История со «слепым трастом», в который президент передал управление своей компанией, похоже, лишь подлила масла в огонь офшорного скандала, поскольку на поверку выходит, что «слепой траст» Ротшильдов – лишь обертка, в которую завернут все тот же менеджмент Порошенко. Да и передать активы в управление - это совсем не то, что продать. Даже если президент будет действительно "слеп" и не будет никак влиять на управление своими активами (во что верится с трудом), то все равно от этого его заводы и пароходы не перестанут быть собственностью президента, к управлению которой Петр Алексеевич вернется по окончанию своей каденции. А значит, пока он у руля государства, есть прямой стимул содействовать увеличению капитализации и прибыльности своих активов, используя,в том числе и служебное положение. Так что, объяснения "от старика Ротшильда" не столько поставили точку в деле об офшорках президента, сколько породили новые сомнения.
Но вернемся к Гонтаревой.
Пресс-служба НБУ все слухи о ее отставке опровергла. Однако нельзя исключать, что ее корни таятся в тех самых мегаторгах, о которых говорилось выше. Раньше уже сообщалось, что один из постов, которые Порошенко предлагает в качестве компенсации Яценюку за премьерство, – это место главы Нацбанка. Учитывая, что такие «жирные» должности в Украине можно пересчитать на пальцах одной руки, можно не сомневаться, что кресло Гонтаревой действительно выставлено на торги – не для Яценюка, так для кого-то из его соратников (к примеру, Пышного, сейчас возглавляющего «Ощадбанк»). А потому Гонтарева сейчас одна из тех, кто меньше всего заинтересован в том, чтобы Яценюк согласился уйти с поста премьера.
Убийство эпохи интернета
Растущая как на дрожжах украинская преступность осваивает современные методы вычисления жертв. Вчера стало известно об исчезновении на трассе Львов–Киев львовянина Тараса Познякова, который ехал на своем автомобиле в столицу и взял попутчиков, договорившись с ними на популярном сайте BlaBlaCar. Подозревают, что Тарас был убит с целью захвата автомобиля. При этом источники в правоохранительных органах говорят, что убийцы являются бывшими бойцами одного из добровольческих батальонов.
Если все факты подтвердятся, то эта история приведет сразу к нескольким неутешительным выводам. Можно не сомневаться, что она серьезно подорвет модный бизнес BlaBlaCar – число желающих брать незнакомых попутчиков резко уменьшится. Но главное не в этом, а в том, как дешево ныне ценится человеческая жизнь, если убивать готовы ради автомобиля.
Кроме того, эта история еще раз ставит вопрос о массе бесконтрольного оружия, которая сейчас находится на руках у населения, особенно у бывших бойцов добровольческих батальонов, многие из которых пополнили ряды радикальных организаций. Власть не может не понимать, что такая ситуация несет ей непосредственную угрозу – и в виде возмущения среди населения, и в виде непосредственного вооруженного бунта. Ведь если охранявшие Януковича подразделения 20 февраля 2014 года побежали при первых выстрелах со стороны протестующих, то нет никаких оснований полагать, что нынешние их наследники будут действовать иначе. Никто не видит смысла умирать за власть, как прошлую, так и нынешнюю.
Два года "харьковской республике"
Вчера исполнилось два года со дня провозглашения в Харькове «народной республики» – на тот момент второй в Украине («ДНР» уже существовала, «ЛНР» еще нет). А сегодня исполняется два года с момента, как эта республика перестала существовать.
Точку в ее существовании поставил винницкий спецназ, с помощью которого глава МВД Аваков зачистил захваченное пророссийскими активистами здание Харьковской обладминистрации. Использовать местные милицию и спецназ он не мог, поскольку их симпатии явно были не на стороне победившего Майдана.
Зачистка Харьковской ОГА была первым в истории Украины случаем, когда захваченное здание очищали силой – за всю зиму 2013/14 годов Янукович на это так и не решился. Именно силовая зачистка здания ХОГА стала переломным моментом весны 2014 года: с одной стороны, таким способом был погашен активный сепаратизм в Харькове, с другой – он привел сепаратистов Донбасса к выводу, что этап «мирных майданов» позади. В Донецке и Луганске начали вооружаться. Но это уже несколько другая история.