Офшоргейт: последствия нарастают
Разразившийся в воскресенье вечером скандал вокруг офшорных компаний длинного списка политиков разных стран набирает обороты. Так, премьер-министр Исландии, оказавшийся в этом списке, уже подал в отставку.
В Украине до этого не дошло, но Порошенко оказался одним из тех, на ком сосредоточили свое внимание ряд ведущих западных СМИ. В частности, статью о нем опубликовали влиятельные Washington Post и Financial Times. Против украинского президента не выдвигается обвинений в прямом нарушении закона, но газеты говорят об углублении политического кризиса и досрочных парламентских выборах.
Впрочем, Белый дом на новости об офшорных компаниях Порошенко отреагировал сдержанно, а потому досрочные выборы, похоже, все еще не являются актуальной темой в Украине. Другое дело, что президенту придется быть гораздо покладистее в вопросах, которые он пытался решать с учетом своих интересов.
Во-первых, президенту, возможно, все-таки придется оставить на посту премьера Яценюка (и согласиться на сохранение Авакова в МВД и Петренко в Минюсте), а также поставить на пост генпрокурора не очередного своего "верного солдата", а фигуру компромиссную для различных групп влияния. Наподобие Медведько времен позднего Виктор Ющенко. Во-вторых, ему придется отказаться от лавирования в вопросе Минских соглашений, в котором он пытался сохранить политическое лицо одновременно и на Западе, и внутри страны. В-третьих, придется быть податливее в отношении требований МВФ (что он уже начал делать).
Все это, безусловно, приведет к падению личного рейтинга Порошенко и рейтинга БПП. Но до второго срока еще далеко. Тут бы первый до конца отбыть.
Тимошенко уходит в оппозицию
Тимошенко хорошо чувствует политические ветры и понимает ослабление позиций президента. Которое означает, что во власти сейчас быть совсем невыгодно. Поэтому, делая выбор между материальными выгодами от пребывания нужных людей на постах министров и глав госагентств, с одной стороны, и политическими перспективами с другой, лидер "Батькивщины" выбрала второе. Тимошенко всегда стремилась к абсолютной власти и, надо отдать ей должное, никогда не разменивалась по мелочам.
Правда, в оппозиции уже находятся Оппозиционный блок и "Самопомощь", но электоральные интересы этих трех сил практически не пересекаются. ОБ работает с городами Юга и Востока, "Самопомощь" с малым бизнесом Запада и Центра (ее поход на Юг и Восток, похоже, завершился после фиаско в Кривом Роге), а "Батькивщина" окучивает села всей страны, кроме Востока. В этом смысле для Тимошенко опаснее, если в оппозицию окончательно уйдет Ляшко.
Но Ляшко теперь, похоже, будет использовать "золотую акцию", чтобы побольше выжать из БПП и "Народного фронта" при создании коалиции. "В долгую" он, в отличие от Тимошенко, никогда не играл, и возникшей ситуацией обязательно попытается воспользоваться. А если не получится, он всегда найдет способ оправдаться. Его электорат мыслит эмоциями, а потому у него короткая память.
По ком звонит "Хрещатик"
Вчерашний день закончился сообщением Нацбанка о введении временной администрации в банк "Хрещатик". Паника его вкладчиков началась еще с утра, но в НБУ весь день шли переговоры с акционерами банка, которые пытались избежать начала процедуры банкротства.
Однако банк, видимо, был обречен – после того, как его акционеры, по неофициальной информации, побили горшки с киевским мэром, и тот дал команду выводить активы города из "Хрещатика".
Падение еще одного банка из топ-20 станет более серьезным потрясением для финансового рынка, чем исчезновение "Финансов и Кредита", и не менее серьезным, чем банкротство "Дельты". А для столичных бюджетников и пенсионеров оно и вовсе станет катастрофой, поскольку социальная карточка киевлянина была привязана именно к "Хрещатику".
Единственный вариант спасения банка – выкуп его киевской горадминистрацией, которая владеет 25% акций. Но у столицы, находящейся в состоянии дефолта, вряд ли найдутся средства на эти цели.
Крах "Хрещатика" может стать дополнительным фактором усиления социально-политической напряженности в столице и, возможно, будет использовано против Кличко и президента. Тем более, что счета коммунальных предприятий из "Хрещатика", накануне его краха, переводили не куда-нибудь, в а связанный с президентом "Международный инвестиционный банк".
Закарпатье ставит ультиматум центру
Вчера закарпатский облсовет принял обращение к центральной власти о срочном проведении децентрализации в стране. Этому событию не стоило бы придавать особого внимания, если бы не содержание этого обращения. В нем облсовет ссылается на собственное решение 1992 года, в котором Ужгород предлагал Киеву внести в Конституцию формулировку о "специальной самоуправляемой административной территории Закарпатье". По сути, такой отсыл есть не что иное как завуалированный ультиматум: если центр не примет децентрализацию, Закарпатье потребует особого статуса.
Можно не сомневаться, что уже сегодня СБУ объявит о проверке закарпатского облсовета на сепаратизм, как это было с запорожским облсоветом, требовавшем особого экологического статуса. И можно также не сомневаться, что никаких последствий не будет.
За решением закарпатского облсовета явно видна рука Виктора Балоги, который, как никто другой, умеет чувствовать слабость власти (тем более, что с лета прошлого года он находится с президентом в состоянии холодной войны). Иначе этого решения просто не было бы. А теперь, скорее всего, последует цепная реакция обращений всех облсоветов страны, которые не контролируются Блоком Порошенко.
И это заставит президента и премьера поторопиться с выполнением собственных обещаний по децентрализации, сделанных в 2014 году. Иначе они рискуют получить бунт региональных элит по всей стране, поддержанный оппозиционными силами в центре. Что сделает ситуацию в Украине вообще очень сложной.