Верховная Рада приняла во втором чтении законопроект, позволяющий начать процедуру запрета Украинской православной церкви.
Проект запрещает деятельность религиозных организаций, "аффилированных" с РПЦ. К которым лоббисты законопроекта относят УПЦ. Это несмотря на то, что УПЦ после начала широкомасштабного вторжения России публично разорвала связи с РПЦ и выразила несогласие с позицией патриарха Кирилла относительно войны в Украине.
После вступления закона в силу государство сможет начать проверки юрлиц - а это каждая церковная община УПЦ - на предмет той самой "аффилированности".
В случае обнаружения хотя бы одного из перечня признаков связи с РПЦ от религиозной организации потребуют сначала его устранить, а если этого не будет сделано, последует обращение в суд с просьбой ее запретить.
При этом как минимум один из прописанных в законе "признаков аффилированности" УПЦ никак не сможет изменить - это упоминание в уставе РПЦ об УПЦ. Украинская православная церковь, объявив о разрыве своих связей с Москвой, убрала из своего устава любые упоминания о РПЦ. Однако повлиять на Московский патриархат, чтобы тот удалил из устава РПЦ упоминание об УПЦ, украинская церковь, очевидно, вряд ли может. О готовности сделать это по своей воле РПЦ пока не сообщала.
В то же время судебные процедуры в судах первой инстанции могут начаться только спустя девять месяцев после опубликования законодательного акта. Если закон опубликуют в конце августа, то девять месяцев истекут в конце мая 2025 года. А потом еще суды.
Исходя из этого, многие наблюдатели не ждут каких-то резких движений по УПЦ в ближайшие месяцы и полагают, что решения о дальнейшей судьбе Церкви будут приняты не ранее середины следующего года.
Однако есть один важный момент: в случае признания Госслужбой общины "аффилированной" (а для этого не нужно судебное решение), через два месяца, если "аффилированность" остается, разрываются договоры об аренде храмов, которые в Украине обычно принадлежат государству или местным общинам.
Это, вероятно, приведет к тому, что даже без решения суда о запрете, многие приходы УПЦ - особенно на Западной Украине, где давление властей и радикальных кругов на Церковь особенно сильно, окажутся на улице.
Параллельно власти, вероятно, попытаются оказать давление на УПЦ, чтоб побудить согласиться на какой-либо вариант трансформации. Например - на переход под контроль Вселенского патриархата.
Об этих и других последствиях принятия законопроекта - в статье "Страны".
Кто и как голосовал
Украинский парламент во вторник, 20 августа, одобрил во втором чтении правительственный законопроект № 8371 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно деятельности в Украине религиозных организаций". Накануне свою поддержку законопроекту высказал президент Владимир Зеленский.
Голосование за законопроект по фракциям. Фото: страница нардепа Алексийчука в Facebook
В повестке дня проект стоял первым, к голосованию приступили не мешкая - даже не обсуждая. На табло Рады высветилась цифра 265.
Принятый законодательный акт более известен под неофициальным названием - "законопроект о запрете УПЦ".
Против почти в полном составе проголосовала группа "Платформа за жизнь и мир" во главе с Юрием Бойко. Семнадцать голосов депутатов этой группы высказались против принятия. Только один представитель "Платформы" (Юрий Загородний) проголосовал "за". И его за это уже сегодня исключили из группы.
Также против закона проголосовали семь депутатов группы "Возрождение Украины" и три депутата от "Слуги народа".
Партия президента дала 173 голоса при численности фракции в 233 депутата.
Остальные фракции и группы проголосовали за закон почти в полном составе.
Что написано в законопроекте
Сам законопроект внес еще в январе 2023-го Кабинет министров в рамках курса власти на вытеснение УПЦ из религиозной жизни. И хотя финальная редакция перед голосованием так и не была опубликована, по третьей версии сравнительной таблицы и комментариям парламентариев в принципе понятно, каким вышел в итоге документ.
Как и в прошлых редакциях, законодательный акт запрещает деятельность в Украине РПЦ, которая названа "идеологическим продолжением режима страны-агрессора (то есть России). На этом основании запрету подлежит деятельность религиозных организаций, "аффилированных" с РПЦ.
Выявлять таковые поручено Государственной службе Украины по этнополитике и свободе совести (ГСУЭСС). Ее руководство было одним из главных лоббистов принятия законопроекта и давно продвигает тему о необходимости запрета деятельности УПЦ в Украине.
Госслужба может использовать при проверках "выводы религиоведческой экспертизы, информацию, предоставленную другими центральными органами исполнительной власти, данные публичных электронных реестров, а также информацию, полученную от физических и юридических лиц, из медиа и других открытых источников".
Законопроект предлагает набор критериев "аффилированности": религиозная организация непосредственно или как часть другой религиозной организации входит в структуру или является частью РПЦ, или "аффилирована" с третьей организацией, которая "аффилирована" с РПЦ. В любых официальных документах, в том числе уставе, религиозной организации есть "явные признаки" принадлежности или "аффилированности".
Более того, "аффилированной" религиозная организация будет считаться, если в официальных документах РПЦ - в том же уставе - будет говориться о вхождении в ее структуру украинских религиозных организаций. Или дается право принимать решения для них обязательные, или руководители данных организаций состоят в органах управления РПЦ. Или же эта Церковь "осуществляет назначение, избрание, согласование, утверждение, благословение (или любую другую административную или каноническую процедуру, связанную с обретением полномочий) руководителя религиозной организации в Украине. Или РПЦ утверждает устав такой единицы.
Согласно закону, достаточно обнаружения Госслужбой одного критерия "аффилированности", чтобы она получила право обратиться в суд.
"Если хотя бы один из пяти определенных законом признаков (в сравнительной таблице их семь - Ред.) связи религиозной организации с РПЦ будет выявлен, такая организация получен предписание об устранении этой связи в течении 30 дней. Если связь с Москвой не будет разорвана, государство (то есть ГСУЭСС - Ред.) обратится в суд с иском о запрете данной организации", - написал на своей странице в Facebook лоббист закона, народный депутат Владимир Вятрович ("Евросолидарность").
Правда, оговаривается, что судиться будет можно только через девять месяцев после обнародования закона. Почему - скажем ниже.
Очевидно, критерии писались "под УПЦ". Церковь порвала с РПЦ, и тому есть немало подтверждений: и устав, из которого было удалено все, что связывало ее с Московским патриархатом, и самостоятельные мироварение, и открытие украинских православных парафий за границей - второе и третье являются привилегией независимых церквей.
Однако в уставе РПЦ Украинская Православная Церковь все равно числится "самоуправляемой с правами широкой автономии".
"В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси", - говорится, в частности, в уставе.
Изменить устав РПЦ УПЦ, очевидно, никак не может, на что указывает ее юридический консультант Роберт Амстердам, и это можно использовать против Церкви.
Захочет ли РПЦ по своей воле убрать этот пункт из своего устава и объявить о полной автокефалии УПЦ - большой вопрос. Никаких признаков такой готовности Московская патриархия пока не демонстрировала.
То есть уже как минимум на основании упоминания УПЦ в уставе РПЦ Госслужба может объявить об их "аффилированности".
При этом в принятом законопроекте содержатся и другие основания для запрета через суд. Если, например, религиозная организация сочетает "обрядовую или проповедническую деятельность" с "посягательством" на жизнь, здоровье, свободу и достоинство личности. Или она систематически нарушает "установленный законодательством порядок проведения публичных религиозных мероприятий", "побуждает граждан к неисполнению своих конституционных обязанностей или действиям, которые сопровождаются грубыми нарушениями общественного порядка, или посягательству на права и имущество государственных, общественных или религиозных организаций".
То есть, скажем, в ситуации силового захвата храма УПЦ - обычное дело сегодня в Украине - попытки прихожан и священнослужителей его защитить можно вполне подвести под такой пункт.
Еще одно "перспективное" положение: осуждение уполномоченных лиц религиозной организации "за совершение преступления против основ национальной безопасности Украины или за совершение уголовного правонарушения, предусмотренного статьями 161, 190, 209, 258-258/6, 436–438, 442, 447 Уголовного кодекса Украины".
Как писала "Страна", эти статьи уже активно применяются для возбуждения дел против иерархов УПЦ.
Что может стать для Госслужбы еще одним основанием обратиться в суд для запрета РПЦ.
Но вернемся к процедуре.
Если в указанный срок (30 дней, может быть продлен до 60 дней) церковная община не предоставляет доказательства разрыва с РПЦ, служба сообщает об этой "связи" государственным структурам и органам местного самоуправления, другим юридическим и физическим лицам, с которыми религиозная организация соприкасается, и в течение двух месяцев договоры аренды любого имущества, заключенные между ней и другой стороной, разрываются.
Учитывая то, что многие храмы, другие постройки, используемые УПЦ, находятся в собственности государства или местных общин, и Церковь через свои юрлица их арендует, это позволит массово выставлять приходы, епархии и монастыри на улицу.
По всей вероятности, нас ждет новая волна борьбы за церковную собственность, которая нередко сопровождается столкновениями и насилием.
В УПЦ заявляют, что она не подпадает под действие законопроекта №8371, но допускает "манипуляции" в отношении себя.
"Как известно из прессы, этот закон про организации, которые взаимодействуют с зарубежными центрами. УПЦ не является таковой. Однако насчет этого мы уже слышим манипуляции и перекручивания из уст некоторых политиков. Если ж этот закон будет реализовываться манипулятивно, как средство для конфессиональных разборок и создания скандалов, то, соответственно, политики будут нести ответственность перед миллионами украинских граждан, которые являются прихожанами УПЦ", - прокомментировал председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Нежинский и Прилукский Климент "Стране".
"Проблемы начнутся сразу"
Что будет после принятия закона.
УПЦ пока не озвучивала свой конкретный план действий. Но во власти прогнозируют, что сопротивление она окажет.
"С большой вероятностью будет масштабное сопротивление реализации этого закона - и протестное, и юридическое (оспаривание его отдельных норм и практики исполнения в судах, например в Конституционном суде Украины и Европейском суде по правам человека), информационно-политическое (проведение информационно-политических кампаний против запрета… в Украине, за границей, в том числе в разных международных организациях), а также бюрократический (торможение и имитация его выполнения)", - написал на своей странице в Facebook политолог Владимир Фесенко, близкий к Банковой.
Кроме того, он полагает, что принятием проекта №8371 Банковая (без команды которой парламент ничего бы не принял) показала: она не будет "торговаться с Россией из-за темы статуса УПЦ в процессе будущих переговоров". Хотя, по его мнению, Москва будет выставлять это одним из "условий прекращения войны", с чем тоже придется столкнуться (напомним, российское руководство после наступления ВСУ на Курскую область заявило об отказе от любых переговоров с Украиной).
С Западом, как утверждают во власти, тоже нашли общий язык.
"Я с самого начала был за культурный поиск редакции, на которую будут нормально реагировать наши партнеры. Мы этого достигли", - написал в комментариях в Facebook глава парламентской фракции "Слуги народа" Давид Арахамия.
Возможно, имеется в виду девятимесячный срок, по истечению которого законодательный акт вступит в полную силу, и ГСУЭСС сможет обращаться в суд.
Политолог Руслан Бортник называет две причины такой отсрочки.
Во-первых, по его мнению, это страховка Банковой на тот случай, если кандидат в президенты от Республиканской партии США Дональд Трамп все-таки выиграет выборы, хотя шансы его на это уже уменьшились (что, как мы писали, стало одной из причин того, что власти после долгой паузы, все ж таки решили дать отмашку на голосование за законопроект).
Напомним, в окружении Трампа (речь идет и о кандидате в вице-президенты от РП Джей Ди Вэнсе) достаточно много критиковали ситуацию вокруг УПЦ.
"Законопроект этот - не финальное решение вопроса УПЦ, а фактический перенос решения на будущее. Это уже будет при следующей американской администрации, из характера отношений с которой и будет определять религиозную политику украинская власть", - комментирует эксперт "Стране".
Вторая причина, как считает политолог, - это попытка властей максимально поднять градус давления на УПЦ, чтобы затем все ж таки убедить ее согласиться на новый формат функционирования. Например - переход в подчинение Вселенскому патриархату (об этом сценарии мы подробно рассказывали здесь).
"Давление на УПЦ вырастет сразу после вступления в силу закона. На местах могут попытаться набрать политические очки за счет радикальных заявлений, передела церковной собственности. Возможно, будет попытка убедить иерархов УПЦ пойти на сотрудничество со Вселенским патриархатом. Перспектива появления двух зависимых от него Церквей ОП не пугает, так как полного доверия к конкурирующей с УПЦ Православной церкви Украины у Банковой нет, так как там сильны позиции Порошенко. Быть может, какие-то другие поместные церкви проявят инициативу нового томоса. Но это все организационные моменты. Главная проблема для власти: как убедить паству УПЦ - а там остались только верные Церкви прихожане, на которых не повлияли столько лет информационной войны - перейти в новые структуры или согласиться на новый статус. Можно умножить на ноль управление Церкви, ликвидировать юрлица, отобрать храмы, кого-то посадить в тюрьму или обменять, но паству это не приведет. Люди будут встречаться на службах в своих домах и квартирах, лесах и т.д. И, похоже, тут у власти решения нет", - говорит Бортник "Стране".
Источник в религиозных кругах также полагает, что резкое обострение ситуации начнется еще до истечения 9-месячного срока для обращения в суд.
"Сейчас закон многими подается как некий умеренный вариант. Есть этакая 9-месячная пауза. Потом суды. Причем с каждой отдельной епархией. То есть процесс как бы растягивается надолго. А там, глядишь, как-то оно и само разрешится. Однако в законе есть норма, которая способна взорвать ситуацию почти сразу. Это право Госслужбы еще до всяких решений судов по запрету УПЦ разослать в горадминистрации уведомление, что обнаружена аффилированность этой Церкви с РПЦ, что позволит на местах расторгать договоры с УПЦ о пользовании имуществом. То есть уже в течение нескольких месяцев после принятия закона может открыться дорога к массовым захватам храмов и монастырей по всей стране. Естественно, этому будет сопротивление во многих местах. По итогу - в разгар тяжелейшей войны получим углубление раскола общества и религиозный конфликт", - говорит источник.