В четверг парламент попытается вернуться к скандальному законопроекту о спецконфискации имущества №4057. Его принятия добивается "Народный фронт", который даже пытался во вторник заблокировать трибуну Верховной Рады из-за того, что документ не был включен в повестку дня.
На принятии законопроекта настаивает и лидер НФ, премьер Арсений Яценюк, призвавший Раду безотлагательно рассмотреть документ.
Закон, наполняющий бюджет
Законопроект позволяет обращать в доход государства денежные средства, ценности и доходов от них, до вынесения приговора суда в случае, когда подозреваемые в совершении коррупционных преступлений или легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, скрываются от следствия.
По словам Яценюка, принятие этого законопроекта позволит перечислить в кратчайшие сроки в государственный бюджет 1,5 млрд долларов за счет компаний, связанных с бывшим президентом Украины Виктором Януковичем и его окружением.
Якобы эти компании владеют частью украинских гособлигаций более чем нам миллиард долларов. И, соответственно, их конфискация приведет к прямой выгоде для бюджета (не нужно будет отдавать эти деньги).
Сомнительный подход
Заместитель председателя Верховной Рады Оксана Сыроед уже заявила, что принятие этого закона - это узаконенная рейдерская схема, которая позволяет конфисковать имущество и средства до приговора суда.
"Каждый, у кого есть деньги на счетах, уже спокойно спать не будет – арестовать и конфисковать их будет так просто и быстро, как купить электронный билет. А презумпция невиновности вообще для этого не действует", – написала Сыроед на своей странице в сети Фейсбук.
По словам депутата, реализовываться средства и имущество, которые "спецконфискуют", будут неизвестно кем и неизвестно как.
Народный депутат от фракции "Самопомощь" Елена Сотник считает, что что для возврата в Украину средств, якобы принадлежавших бывшему президенту, вообще не нужен спецзакон, достаточно огласить двух-трех лиц во внутренний розыск и судить их без принятия данного документа.
"Почему по Януковичу, Азарову и другим представителям злочинной влады не было принято решение раньше? Потому что заочное осуждение предусматривает необходимость международного розыска. Большое количество из них в международном розыске не находятся, потому что Интерпол отписывал Генеральной прокуратуре, что это политические преследования, поэтому они и не вносят их в международный розыск. Конфискация, принятая по специально закону под два-три дела, в итоге приведет к тому, что европейскими инстанциями эти решения потом будут отменены, а Украина будет возвращать эти средства, и еще оплачивать штрафные санкции", - заявила нардеп.
Кто попадет под закон
В свою очередь, юристы уже готовятся к защите клиентов, которые могут пострадать от принятия этого закона. Дело в том, что спецконфискация может коснуться не только тех лиц, которых обвиняют в нарушении закона, а и третьих лиц.
"Если гражданин два года назад купил квартиру в центре Киева, грубо говоря, за миллион гривен, а оказалось, что эта квартира у предыдущего продавца была получена в виде взятки, то такая квартира может быть арестована в судебном порядке, в дальнейшем конфискована. Поэтому собственник должен будет сам всеми правовыми методами защищать свою собственность", - объяснил адвокат Егор Штокалов в эфире одной из радиостанций.
Комментируя доводы юриста, депутат от "Народного фронта" Сергей Пашинский утверждает, что простые люди никак не пострадают.
"Вранье, что этот закон будет распространяться на всех. Неправда. Там есть три статьи криминального кодекса, которые четко регламентируют, если человек больше, чем полгода в розыске, если он не появляется на допросы, только тогда запускается эта норма закона. Вокруг этого закона распускается множества вранья. Но это объясняется только одним – все эти Арбузовы, Курченко, Клименко уже имеют тут своих агентов, делят уже поделили эти средства и только ждут, чтобы правоохранительные органы отвернулись от этой ситуации", - говорит депутат.
Спецконфискация как способ заработка
"Для Яценюка и его товарищей этот закон – это возможность безбедно существовать десятки лет", - парирует политолог Кость Бондаренко. По его мнению, дискуссия относительно принятия этих законов касается не только правовых норм, которые могут обернуться против простых людей. Еще речь идет о том, кто возглавит процесс спецконфискации имущества и, соответственно, сможет получать от потенциальных жертв "благодарность" за то, чтоб их имущество не "спецконфисковывали".
"Я уверен, что если принять этот закон, то Яценюку уже не будет резона оставаться на должности премьер-министра. Он выдвинет требование сохранить на должности министра юстиции Павла Петренко, который будет координировать под присмотром Яценюка возврат средств в рамках спецконфискации. А это даст возможность зарабатывать намного больше, чем зарабатывалось на потоках нефти и газа, на тендерах и откатах", - считает политолог.