Киев в ожидании Керри
Сегодня госсекретарь США прилетает в Киев. Вчера он побывал в Грузии, где налаживал контакты с нынешней властью; в Киеве у него другая задача. Именно от сегодняшних переговоров Керри с Порошенко зависит вся повестка дня ближайших месяцев.
К июлю уже стало очевидно, что выполнение Минских соглашений полностью застопорилось. Даже обмен политзаключенными больше не происходит, хотя менять еще есть кого. Из событий, которые происходили за последние недели, только вояжи помощницы Керри Нуланд свидетельствовали о том, что что-то происходит. Но Нуланд была лишь посредником, а Керри прилетает, чтобы сказать решающее слово.
Каким оно будет – это вопрос. Сторонники выполнения Минских соглашений ждут, что госсекретарь убедит Порошенко на принятие закона о выборах на Донбассе и их проведение (предъявив некие совершенно убийственные аргументы), противники опасаются того же самого. Допускается и некий третий вариант, который пока сложно представить. Но, в любом случае, визит Керри означает ясность – не сразу после него, но в течение ближайших восьми дней. Именно столько осталось работать парламенту.
Любопытно, что накануне активная "артподготовка" относительно "окончательного решения минского вопроса" идет со стороны России. Накануне визита с Керри поговорил министр иностранных дел Лавров и поделился с ним информацией о том, что, якобы украинская сторона планирует активизировать военные действия на Донбассе с целью сорвать выполнение минских соглашений. А уже поздно вечером в среду появилась информация о том, что телефонный разговор относительно выполнения минских соглашений имели Барак Обама и Владимир Путин. Во что это все выльется, по итогу, во время визита Керри в Киев - узнаем уже в ближайшее время.
Профсоюзы митинговали против тарифов. Парламент разошелся
А вчера парламент не работал. Официальный повод – блокирование трибуны фракциями "Батькивщины" и Радикальной партии. Однако повод не единственный. Вчера под стенами парламента профсоюзы собрали акцию против повышения коммунальных тарифов. Акцию по нынешним временам многочисленную – 5 тысяч человек. И хотя никто не сомневался, что она ничего не изменит, опасения все-таки были. Ведь сложно представить, как поведут себя люди после действительно заоблачного роста тарифов. Даже мирные обычно профсоюзные акции могут зажечься от одной спички.
Впрочем, лето нынешняя власть все-таки переживет. А вот гарантировать спокойную осень не сможет никто. Ведь реально люди ощутят повышение тарифов в ноябре, когда придут первые платежки и окажется, что многие, кому полагаются субсидии, их не получат. В такой ситуации даже профсоюзные акции мирными не будут.
Тем более, что арифметика не на стороне власти. При стоимости импортного газа в 167 долларов за тысячу кубометров и себестоимости отечественного газа в 20-30 долларов, ставить цену продажи населению и промпредприятиям в 275 долларов как-то слишком. Очевидно, что газовые предприятия, контролируемые нынешней властью через своих менеджеров, получают сверхприбыль. А так как компании по газодобыче, в основном, государственные, то большой вопрос - насколько обосновано такое повышение цены на газ, на которое украинский народ мандата не давал.
С бюджетом начинаются проблемы
Есть и еще одна проблема, с которой власть может столкнуться осенью, – невыплата зарплат и пенсий. Несмотря на успокаивающие заявления, с бюджетом далеко не все хорошо. В июне правительство свело концы с концами только благодаря тому, что почти полностью прекратило возврат НДС экспортерам. В мае им вернули почти 7 млрд, а в июне – почти ноль.
Вчера Гройсман дал команду возобновить возврат НДС, однако июньская задолженность останется висеть, причем, скорее всего, не один месяц. Найти 7 млрд в условиях, когда на субсидии не хватает 35 млрд, а выделить планируют всего 5, практически нереально. Не говоря уже о 20 млрд долга, который был раньше.
Но самое печальное в том, что нет тенденций к улучшению ситуации в экономике. Начавшийся было в начале года мировой рост цен на металл уже остановился, прогнозы на урожай тоже не блещут оптимизмом, так что осенью ситуация с бюджетом будет не лучше. А значит, речь пойдет не о возврате долгов, а о накоплении новых.
Тем более, что в прошлом году рост показателей по наполнению бюджета был, в основном, обеспечен фактором девальвации (часть налогов и все таможенные платежи номинируются в твердой валюте) и высоким уровнем инфляции (по итогом года - более 40%). В этом году оба фактора отсутствуют. Пока. И как бы не пришла бы мысль в чью-то умную голову прибегнуть к помощи этих "инструментов" для решения вопроса наполнения бюджета - напечатав деньги и опустив гривню.
У "Днепра-1" обнаружили ничейный склад оружия
Вчера возник скандал с еще одним добровольческим батальоном. Если все последние месяцы в центре внимания оказывались "Правый сектор" и "Айдар", то на этот раз на сцену вышел "Днепр-1" – батальон, считающийся одним из самых близких к Коломойскому. СБУ провела рейд, во время которого на базе "Днепра-1" был обнаружен целый склад неучтенного оружия из зоны АТО. Правда, по версии руководства батальона, все оружие было легальным и полученным от МВД, а операция СБУ – всего лишь политический наезд.
Но самое интересное не это. Если, по версии власти, обнаружено нелегальное оружие, да еще и в большом количестве, то должно последовать уголовное производство – как минимум, в отношении комбата. Если нет более конкретных виновников, за все происходящее на территории части ответственность несет командир.
Однако Луценко вчера же заявил, что ГПУ не завело дело ни на кого персонально в "Днепре-1". То есть оружие обнаружилось, но никто в этом не виноват. Не исключено, что отрабатывается тактика, при которой власть пытается и нелегальное оружие изъять, и не задеть при этом добровольческие батальоны. Однако вряд ли она будет успешной, поскольку и "Днепр-1", и другие структуры сегодня легко могут восстановить свои запасы. Эффект может принести только показательная акция против одного из батальонов, но на это власть, похоже, идти боится.
Британия признала, что зря воевала с Хусейном
Вчера в Великобритании был опубликован парламентский доклад об итогах войны в Ираке. Спустя 13 лет главный союзник Штатов в этой войне признал, что вторжение в Ирак было неоправданным. Лорд Джон Чилкот от имени Соединенного королевства наконец сказал то, что значительной части мира было ясно еще в 2003-м – у Ирака не было оружия массового поражения.
Понятно, что британцы делают упор на том, что в Ираке напрасно погибло более 200 их военнослужащих. Но главное в том, что сделали Штаты и Британия с самим Ираком. Страна, находившаяся под диктаторским режимом Саддама Хусейна, одновременно была одним их самых стабильных государств региона. Как минимум, никакой Аль-Каиды и прочих исламских фундаменталистов там не было. Как только появлялись их агенты - они быстро вычислялись местным спецслужбами и уничтожались. После свержения и убийства Хусейна, Ирак погрузился в период хаоса, который усугубился созданием ИГИЛ и распространением его влияния на весь регион.
Кстати, экс-премьер Блэр, который, собственно, и принимал решение об участии Британии в войне, признал, что создание ИГИЛ – это следствие войны в Ираке. Но запоздалое признание ситуации на Ближнем Востоке не изменит, и сколько еще жертв станет следствием этой ошибки, не предскажет никто.