Парад звезд на съезде Тимошенко
Пока сложно сказать, что придумает для выдвижения кандидатом в президенты действующий гарант, но выдвижение лидера предвыборной гонки Тимошенко превзошло все, что было до этого. Масштабностью съезда и продуманным пиаром она привлекла к себе всеобщее внимание, затмившее и празднование Дня соборности, и все остальные государственные события. Правда, слишком длинную презентацию не выдержали даже многие сидевшие в зале.
Впрочем, все эти внешние эффекты рассчитаны на массы. Куда важнее был "парад звезд", который Тимошенко устроила на своем съезде. Кравчук, Саакашвили и даже (хотя и двузначно) Филарет вместе с менее яркими звездами должны были продемонстрировать политическому бомонду и массе чиновников, что выступать против Порошенко не страшно. Конечно, куда более сильный эффект произвело бы аналогичное выступление Авакова, но и без него вся вертикаль власти сигнал получила.
Правда, не для всей вертикали власти этот сигнал оказался приглашением. Отдельно прозвучала тирада о тех, кто в 2014 году "жорстоко та цинічно зраджував" Тимошенко. Правда, судя по всему, большая часть "циничных предателей" (вроде Яценюка и уже упомянутого Авакова) уже прощена, но Турчинову в этот момент точно икалось.
Впрочем, это означает только, что Турчинов все свои способности и возможности (а они немалые) бросит на алтарь победы Порошенко. И, хотя вчера бенефис Тимошенко удался, ее борьба только начинается.
Новые кандидаты: Бойко, Вилкул с Кивой и националист
Несмотря на вчерашнее засилье Тимошенко в эфирах и новостях, ею одной предвыборная тема вчера не ограничилась. Так, вчера Центризирком зарегистрировал одного из претендентов на выход во второй тур выборов, лидера "Оппозиционной платформы – За жизнь" Юрия Бойко. И вчера же стало известно, что 29 января пройдет съезд самой "Платформы", который подтвердит решение ее стратегического совета о выдвижении Бойко.
Тем временем документы в ЦИК принес однопартиец Бойко – Вилкул, которого выдвигает "ахметовская" часть Оппоблока. Впрочем, выдвигают его от партии-клона "Оппозиционный блок – партия мира и развития", которая когда-то называлась Индустриальной партией, а потом - Партией мира и развития. Одновременно с Вилкулом документы принес и еще один неожиданный кандидат – Кива, являющийся лидером одной из Соцпартий.
Наконец, вчера на съезде "Свободы" произошло выдвижение кандидата от националистических сил Кошулинского. Помимо "Свободы", его поддерживают "Правый сектор", ОУН, С14 и партия Яроша, однако сам факт того, что выдвигается Кошулинский, а не Тягнибок, свидетельствует, что никакого результата от выборов националисты не ждут.
К тому же, в группе поддержки Кошулинского нет "Нацкорпуса", хотя его лидер Белецкий до сих пор не заявил, идет он на выборы или нет.
Что привез Порошенко из Израиля?
Двухдневный визит президента в Израиль стал событием неординарным. Правда, с точки зрения подписанных договоренностей важным его не назовешь. Зона свободной торговли с этой страной определенное значение имеет, но большая часть страны ее не заметит.
Другое дело, что сам визит был психологически важен для Порошенко, поскольку отношения с Израилем в последние два года – после голосования Украины за антиизраильскую резолюцию в ООН и отмены Израилем визита Гройсмана – были очень прохладными. И уже сам факт согласия израильтян на визит украинского президента стал событием.
Что касается реальных целей Порошенко в Израиле, то сложно сказать, насколько их выполнение оказалось реальным. Иерусалимский патриарх не захотел с ним встречаться из-за болезни, но на следующий день выздоровел и встретился с паломниками из УПЦ.
Впрочем, томос-тур в Израиле – это была побочная цель. Основная, скорее всего, – заручиться поддержкой еврейского лобби США (очень влиятельного при Трампе) на президентских выборах. Однако об этом, естественно, публично ничего сказано не было.
Да и в целом о визите было сказано немного. В публичном пространстве он был представлен картинками вроде посещения Храма гроба Господня или Стены плача. Между тем, было бы интересно, что же говорил Порошенко израильтянам, например, на тему ОУН-УПА и Бандеры. Тема, как известно, для Израиля очень болезненная. Но почему-то публично не прозвучавшая.
Чего хочет ЕС в Азовском море?
Вчера стало известно, что 28 января в Киев прибудет новая миссия от Еврокомиссии, цель которой – оценка экономической и социальной ситуации в Приазовье после конфликта в Керченском проливе. Правда, несмотря на социально-экономическую направленность, возглавлять миссию будет глава дипломатической службы ЕС Хартинг. А потому, скорее всего, речь пойдет и о политических вопросах. Причем не всегда приятных для украинской власти.
Так, политбомонд до сих пор переваривает заявление, сделанное пять дней назад в Киеве министром иностранных дел Германии, который не стал называть виновника эскалации конфликта в Азовском море и заявил, что "все стороны должны приложить усилия к деэскалации конфликта".
Очевидно, что именно такой является и позиция всего Евросоюза, который еще по горячим следам призвал "всех действовать с максимальной сдержанностью, чтобы немедленно деэскалировать ситуацию".
Однако официальному Киеву такая позиция явно не нравится, поскольку двусторонняя деэскалация (Украина не шлет свои корабли в прорывы, а Россия обеспечивает максимально свободный проход через Керченский пролив) означает, что нельзя будет перед выборами ни нагнетать милитаристскую истерию, ни ввести военное положение.
Поэтому в Киеве очередных европейских гостей ждут с опаской, как непрошенных гостей, которых и видеть не хочется, и выгнать нельзя.
Столетие мифа о соборности
В нынешней украинской идеологии так повелось, что она регулярно забывает о первом Дне независимости, но широко отмечает День соборности, хотя оба эти события произошли в один день с разницей в один год. В 2018-м столетие Четвертого универсала прошло почти незамеченным, а вот столетие Акта злуки вчера отмечалось почти как общегосударственный праздник.
Объяснить с точки зрения государственной логики и исторической правды такое различие в подходах невозможно. Ведь Четвертый универсал действительно дал Украине – впервые в ее истории – государственность и независимость, пусть даже продержавшуюся совсем недолго. В то время как никакой реальной "злуки" 22 января 1919 года не произошло.
По форме Западная область (бывшая Западноукраинская народная республика) стала автономией в составе УНР. Но аналога такой широкой автономии в современном мире нет. Если Минские соглашения когда-нибудь будут выполнены, то две так называемые "народные республики" окажутся в намного более реальном объединении с Украиной, чем Западноукраинская.
То, чем стала ЗУНР в составе УНР, нельзя назвать даже конфедерацией. Поскольку даже самая широкая сегодня Швейцарская конфедерация подразумевает единую армию и единую валюту. "Злука" не привела даже к этому.
Формальное вхождение вождя ЗУНР Петрушевича в состав директории (главного руководящего органа УНР) не отменило того факта, что у двух республик разные цели и разные враги. Именно поэтому уже через несколько месяцев галицкие войска перешли на сторону противников УНР (сначала белогвардейцев, потом красных), Петлюра договорился с врагами ЗУНР – поляками – о передаче Галичины в состав их государства, а Петрушевич в конце года уже формально денонсировал союз, которого никогда не существовало.
Реальное объединение Большой Украины с Западной произошло позже – осенью 1939 года, руками Сталина. И тогдашняя эмигрантская украинская пресса это "воссоединение" поддерживала, несмотря на все "прелести" диктатуры, которые пришлось пережить Галичине и Волыни. Однако сегодня праздновать эту дату украинской власти как-то неудобно.