Традиционных первомайских демонстраций в этом году, как и в прошлом, ждать не стоит – опрошенные "Страной" представители левых сил говорят, что акции проводить будут, но они, скорей будут нести символический характер. Тем временем на фронте левой оппозиции оживление. Опустевшую после запрета компартии политическую нишу хотят занять сразу несколько игроков. Правда, отношения между собой у них не складываются.
Без помпы
Как рассказал "Стране" лидер коммунистов Петр Симоненко, в тех условиях, что сейчас сложились в Украине, проводить масштабные демонстрации к Первому мая, невозможно. "Да, акции будут проведены по городам, в том формате, в котором они возможны. Это, возможно, будут митинги, или небольшие пикеты по стране", - сказал нам Симоненко.
В "Союзе левых сил" также говорят, что ограничатся неофициальными маевками. "Мы находимся сейчас в процессе объединения с другими левыми силами, сейчас у нас оживление работы, поэтому мероприятий к Первому маю не планируем. А вот к 9 мая – да, готовимся", - рассказал "Стране" член совета партии Евгений Филиндаш.
Старые новые партии
На левом фронте после запрета КПУ выделяется два игрока. Первый - это собственно коммунисты Петра Симоненко. О нем хоть и мало слышно в последнее время, но, по его словам, он ведет активную политическую деятельность в "тех условиях, которые возможны при этом режиме". Еще в прошлом году он объявил о создании единого левого фронта.
"К нам присоединяются люди, мы продолжаем решать вопрос с запретом Компартии. Проводим встречи, обсуждаем ситуацию, делаем заявления. Занимаемся просветительской работой, чтобы люди поняли, что за режим пришел к власти", - обрисовал круг своей деятельности Симоненко, добавив, что к его движению присоединилась и Наталья Витренко с Прогрессивно-социалистической партией.
Параллельно занимается возрождением уже подзабытого "Союза левых сил" Василий Волга. Напомним, во время Януковича он возглавлял Госкомитет по финансовым услугам, был обвинен в коррупции и осужден на 5 лет лишения свободы. Уже после Майдана в 2014 году вышел на свободу и вернулся к активной политической жизни.
Сейчас Волга, по словам его соратника Филиндаша, находится в Европе, где проводит встречи с местными левыми. Также Волга ездит по стране, где дает пресс-конференции, встречается с народом. Впрочем, не везде его встречи заканчиваются благополучно. Например, на прошлой неделе, в Запорожье, Волгу избили местные националисты, обвинив его в сепаратизме.
Как рассказал "Стране" сам Волга, сейчас в его партию идет приток новых членов. "Сегодня много приходит на Западе (СПУ) и в Сумской, Винницкой, Киевской, Киеву (Социалисты), Херсон, Днепр (КПУ) точного учета ещё нет", - говорит Волга.
Левое недопонимание
Амбиции у Волги серьезные – в планах баллотироваться на следующих выборах. В свою партию он перетянул не только бывших социалистов (таких, как, например, Филиндаш), но и часть членов КПУ. В частности, в "Союз левых сил" вступил соратник Симоненко Александр Голуб.
"Скажу вам не от лица партии, а как политолог. Старые представители левых сил должны уйти с политического олимпа. Остаться, может, в качестве советников, наставников, пусть даже духовных лидеров. Но не более. Не стоит реанимировать КПУ, а нужно создавать новые площадки", - говорит Филиндаш.
Сам Симоненко о своем конкуренте отзывается намного жестче.
"Партию Волги раскручивает правящий режим. В условиях, когда левым партиям не дают дышать, Волге дают эфирное время на телеканалах. Создается вопрос – кому это выгодно?" – говорит Симоненко. Он также обвинил Волгу в дискредитации Компартии. "Они уже занимаются политическим мародерством, хотят захватить наши структуры. Но то, что некоторые бывшие члены КПУ перешли к нему, еще ни о чем не говорит. Подавляющее большинство коммунистов не изменило своим идеалам и продолжает борьбу в наших рядах", - добавляет политик.
Нет такой партии
По мнению политолога Владимира Фесенко, левая ниша сейчас относительно свободна. Но пока он видит мало шансов для левой оппозиции вернуться в большую политику в ближайшем будущем.
"Для коммунистов, которые могли бы претендовать на оппозиционные поле, серьезным ударом стала потеря бренда. Волга тоже имеет мало шансов на успех. "У него очень скандальная репутация. В тюрьме он сидел не за политику, а за банальную коррупцию. И об этом ему будут напоминать при любом удобном случае. Всерьез претендовать на преодоление пятипроцентного барьера или на какую-то заметную политическую роль в ближайшей перспективе, я думаю, шансов у него нет", - заключает эксперт.
Один из бывших активных участников левого движения, просивший не называть его имени, видит его перспективы по-другому. "Да, сейчас ситуация с левыми партиями очень тяжелая, - говорит он. - С одной стороны есть Симоненко. Но никто, если честно, не знает чем он занимается и занимается ли вообще. Его политическая активность если в чем то и проявляется, то незаметна для окружающих. С другой стороны есть Волга. Но хотя к нему присоединились часть честных и принципиальных ребят, таких как Евгений Филиндаш, к самому Волге сохраняются вопросы. Прежде всего, непонятно, кто за ним стоит и на чьи деньги банкет. Одни говорят, что его финансирует Игорь Калетник (бывший глава таможни и депутат-коммунист - Прим.Ред.). Другие, что семья Януковича. А Симоненко, например, заявляет, что за Волгой вообще стоит действующая власть. Короче, с Волгой непонятная история и потому многие из левых, кого он к себе зовет, воздерживаются от такого приглашения. Гапоновщиной попахивает. Но сама по себе левая ниша крайне перспективная в условиях нынешней антисоциальной политики власти. Протест против Запада, МВФ, роста тарифов и снижения социальных гарантий - это будет сейчас очень востребовано. Причем, это общеевропейский тренд. Посмотрите как выстрелила "Сириза" в Греции или же Подемос в Испании. У нас тоже партия, которая выступала бы под такими лозунгами, была бы очень востребованной и успешной. Вот только партии такой пока нет".