В четверг, 24 января, Оболонский райсуд Киева снял с себя ношу "дела Януковича". Юбилейное, девяностое по счету заседание оказалось итоговым, которое слушалось в данной инстанции.
Это действо, именуемое адвокатами обвиняемого на всем этапе процесса "политическим", уместилось в восемь часов "грязного времени".
Благодаря расторопности председательствующего Владислава Девятко, а также "боковых" судей Константина Васалатия и Максима Титова за один рабочий день собравшиеся в зале заседаний №15 выслушали 150 страниц вердикта.
Содержанию этого приговора еще даст оценку юридическая наука, а сущности – историческая хроника. А пока детали превалируют над сутью.
Чего стоят хотя бы поочередное зачитывание участниками коллегии текста приговора, принесенный адвокатами постер с инфографикой "подлинных виновников сдачи Крыма", четыре 15-минутных перерыва, неизвестные "вольные слушатели" спортивной внешности в задних рядах, периодическое "шиканье" сотрудницы аппарата суда на публику и как кульминация – громкий мат журналистки постфактум оглашения вердикта.
Тактическая победа прокуроров
Если абстрагироваться от этого, то констатировать на сегодня можно следующее: прокуроры победили защиту со счетом 2:1 (хотя адвокаты и намекали на всей стадии процесса о том, что судьи плотно сидят на "крючке у власти", а вердикт во многом предопределен).
Как бы там ни было, но бывший глава государства был признан виновным в совершении преступлений по двум из трех особо тяжких статей обвинения.
И только с учетом положительной характеристики, которую выдала опальному четвертому президенту Украины его экс-пресс-секретарь Анна Герман, служители Фемиды назначили Януковичу наказание в виде 13 лет лишения свободы.
Громко обсуждаемый в кулуарах суда "третий срок" Виктора Федоровича де-юре считается первым: он признан виновным в совершении госизмены и пособничестве ведению агрессивной войны Россией против нашей страны, которая вылилась в аннексию Крыма. Но за кулисами процесса осталось то, что Янукович оправдан по профильной статье 110 УК Украины, по которой массово судят т. н. "сепаратистов".
В целом все стороны процесса понимают – сегодня завершился лишь первый матч поединка. Но оппоненты играют "кубковую дуэль", а значит все еще может измениться. Тем более, с учетом политической составляющей. И впереди, что уже анонсировала защита Януковича, апелляция, вероятная кассация и обращения в международные инстанции с требованиями отмены обвинительного приговора.
От "пятнашки" до "чертовой дюжины". Как танцевали вокруг приговора Януковичу
Но, прежде чем это случится, стороны получат на руки распечатанный и заверенный текст обвинительного приговора Виктору Федоровичу, а также месяц для раздумий.
Хотя то, что вердикт будет именно таким, и без заявлений адвокатов было понятно на всей стадии слушания. Ведь, невзирая на презумпцию невиновности, глава ГПУ Юрий Луценко задолго до 24 января именовал Януковича преступником. Но прокурорская КДК не нашла в его действиях крамолы.
Зато на своих страницах "Страна" еще летом приводила один из вариантов приговора, который якобы обсуждался в треугольнике власти Администрация президента – Генеральная прокуратура – суд летом прошлого года.
Согласно этим договоренностям, четвертого президента Украины намеревались оправдать в части претензий за участие в развязывании агрессивной войны, но признать виновным в обвинениях в нарушении территориальной целостности и государственной измене. Тогда определить ему в качестве наказания намеревались "пятнашку" – 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Итоговый же вердикт, оглашенный коллегией во главе с Владиславом Девятко, явил собой несколько более мягкий, но оттого еще более неожиданный для юридического сообщества микс. В первую очередь, ввиду того что суд отмерял Януковичу срок наказания в виде 13 (а не 15, как запрашивали прокуроры) лет лишения свободы. А во-вторых, ни о какой конфискации имущества опального гаранта Конституции речи не велось вообще.
Служители Фемиды со старта заявили, что усматривают доказанными злодеяния Януковича в осуществлении госизмены (ч.3 ст.111 УК Украины) и пособничестве агрессии со стороны РФ (ч.2 ст.437 УК Украины) в части захвата Крыма. И в дальнейшем строили умозаключения исходя из данных постулатов.
Но наряду с этим отметили: они посчитали всего лишь "допущениями" претензии следствия к Виктору Федоровичу в части претензий на наличие у него прямого умысла к изменению границ Украины с целью нарушения суверенитета страны. Говоря обывательски, коллегия пришла к выводу, что сторона обвинения не предоставила достаточно доказательств осознавания Януковичем того, как его действия повлекут оккупацию Крыма. Хотя и удовлетворила прочие "хотелки" гособвинения.
Согласно им, преступные деяния экс-президента, как посчитал суд и о чем подробно писала "Страна" ранее, документально основываются на скандальном письме Виктора Федоровича от 1 марта 2014 года. Речь идет о послании, которое зачитывал ныне покойный представитель РФ в Совбезе ООН Виталий Чуркин с призывом к президенту России Владимиру Путину ввести войска для урегулирования ситуации в постмайданной Украине. Адвокаты беглого главы государства утверждали, что речь шла о миротворческой и даже гуманитарной миссии, а прокуроры называли документ доказательством сдачи нашего государства "северному соседу".
На этот "гвоздь" была приделана шляпка в виде удобных для следствия показаний свидетелей (по большей части, представленных обвинением). Где наиболее впечатляющий перл – отсылка к "заслугам" Петра Порошенко в ходе его поездки в Крым накануне начала "русской весны" и заявление экс-главы СБУ Валентина Наливайченко о том, как в момент его посещения полуострова он-де намеревался арестовать Януковича.
Особой пикантности этим констатациям в "резолютивке" приговора придает тот факт, что суд посчитал доказанным фактом якобы самоустранение Виктора Федоровича от должности на тот момент. Будет ли использована данная (к слову, сомнительная) норма в украинской юридической практике в дальнейшем, покажет время.
В мотивировочной части суд лишь подчеркнул – за фантастические убытки, заявленные в иске ГПУ к Януковичу вследствие утраты Крыма, – а это свыше 1 триллиона гривен, – он не несет ответственности. И максимум, чего может добиться от него украинская казна – немногим менее 100 тысяч гривен судебных издержек на проведение экспертиз.
Что дальше?
Отдельно суд дважды акцентировал: он считает, что право на защиту Януковича на всем этапе процесса не было нарушено, существенных нарушений не было допущено а отказ Виктора Федоровича предстать перед судом (равно как и непризнание им вины) не "делают погоды" в заочном процессе.
Версия защиты о признании событий Евромайдана вооруженным госпереворотом признана несостоятельной, а утверждения опального беглеца о якобы целенаправленных попытках его убийства – заведомо неправдивыми.
Смягчающим обстоятельством в деле констатировано влияние России, которое якобы испытывал на себе Янукович после побега из Украины. Суд не нашел чем "утяжелять" и без того суровый вердикт.
Защита экс-президента уже заявила, что оспорит вынесенный вердикт в апелляции, а значит он не вступит в силу в ближайшее время.
"Этот приговор власти, а не народа. В его законность, объективность и этот суд не верят как простые люди, так и европейские и американские правозащитники, эксперты, политики. Надеясь, что приговор Президенту Виктору Януковичу позволит избежать им собственной ответственности за трагедию Майдана и потерю Крыма, политики открыли защите дверь в новый процесс, но уже против них", – написал постфактум оглашения приговора своему клиенту адвокат Виталий Сердюк в Facebook.
Впрочем, историческая ценность момента оглашения обвинительного приговора главе государства от этого никак не утрачивается. По сути, это первый приговор бывшему главе государства. А там где первый – там и второй, и третий. Ведь любой президент когда-нибудь становится бывшим.