Во вторник, 18 сентября, "Страна" опубликовала расследование, в котором описана попытка вербовки человеком, представившимся сотрудником СБУ, журналиста нашего издания Вячеслава Селезнева. "Чекист", получивший прозвище "Пушкин", требовал от фотографа, который запечатлел в мае этого года виллу президента Петра Порошенко в испанской Марбелье, поставлять ему информацию о том, что происходит в редакции "Страны".

В случае отказа от сотрудничества сотрудник спецслужбы обещал устроить Селезневу большие неприятности – вплоть до избиения, тюрьмы и организации проблем маме журналиста. Эта история выступает одним из наглядных пособий того, как СБУ использует незаконные методы для давления на украинские СМИ.

И, как показывают события последних дней, ситуация с безопасностью журналистов действительно угрожающая.

Так, в понедельник, 17 сентября в Киеве во время прямого включения в эфир телеканала NewsOne съемочной группы из-под стен Генпрокуратуры произошло ЧП. Участники акции протеста, которые выражали недовольство экстрадицией в Россию ингуша Тимура Тумгоева, напали на журналистов.

Сначала на вышедшую в эфир корреспондента NewsOne Дарину Билеру посыпались словесные оскорбления и полетели яйца. В этот момент ее оператору попытались воспрепятствовать в съемке, а в кадр трансляции втиснулся неизвестный в голубой куртке с капюшоном. Вслед за этим к девушке-журналисту подскочила уроженка Житомирщины Елена Слюсар, облаченная в вышиванку. Она с размаху нанесла удар открытой ладонью по голове Билеры, и попыталась покинуть место инцидента.

Источник видео: youtube.com/NEWSONE

Источник видео: youtube.com/Страна.ua

"В меня полетел лед, какие-то снежки со стороны радикалов. Потом полетели яйца... Сначала одна активистка пыталась забрать у меня микрофон и не дать возможности рассказать в прямом эфире о том, что происходит. Позже она ударила меня в ухо,.. сейчас я плохо слышу. Все время радикалы меня обзывали. Полицейские сказали держаться подальше от Генпрокуратуры", – рассказала обстоятельства ЧП Дарина.

Источник видео: youtube.com/informator.ua

Реакция правоохранителей и новые угрозы

Атака на съемочную группу NewsOne сопровождалась оскорбленими и нецензурными высказываниями отдельных "активистов", ее с различных ракурсов запечатлели сразу несколько стримеров. На этих кадрах отчетливо видно, как полиция, силы которой были стянуты для защиты здания ГПУ, фактически бездействовала, не пытаясь воспрепятствовать злоумышленникам. Максимум, что предприняли правоохранители для снижения накала – обеспечили отход Билеры и ее оператора в сторону.

Инцидент с журналистами NewsOne стал одним из самых обсуждаемых событий понедельника. Особенно в свете неоднозначной позиции спикеров от власти и полиции в отношении к делу о нападении на Билеру.

Во-первых, на фоне того, как в ОБСЕ призвали правоохранителей расследовать ЧП, руководитель Департамента коммуникаций МВД Артем Шевченко отказался комментировать инцидент под стенами Генпрокуратуры телеканалу NewsOne.

"Я, как представитель Министерства внутренних дел Украины, считаю недопустимым как чиновник общаться с медиа, которое ведет откровенную антигосударственную информационную политику", – заявил он. При этом Шевченко подчеркнул, что "телеканал NewsOne ведет открытую антиукраинскую политику", поэтому он не может с ними разговаривать.

Во-вторых, коллеги Шевченко из Печерского райуправления полиции отказались выходить на объявление о подозрении обидчице корреспондента. Это стало понятно вскоре после того, как Дарина написала заявление о препятствовании законной профессиональной деятельности.

К тому моменту личность ее обидчицы уже была установлена, а сама Слюсар – задержана. "Отбивать" ее под стены райотдела прибыла нардеп от Радикальной партии Оксана Корчинская, и ее усилия не оказались тщетными.

В итоге, ближе к вечеру понедельника распускавшую руки женщину отпустили под не предусмотренную нормами УПК "расписку". "Ее опросили, провели с ней первоочередные следственные действия, но подозрение не вручили, потому что его в прокуратуре не согласовали", – говорит пресс-секретаря полиции Киева Оксана Блищик.

Известно, что сама Слюсар в своих пояснениях правоохранителям заявила: она принимала участие в "антироссийском митинге" возле здания ГПУ и узнала о том, что канал NewsOne проводит съемку событий, что вызвало у нее сильное волнение. Якобы из-за этого она и ударила журналиста Билеру.

Утром 18 сентября за Слюсар вступился лидер "Братства, и по совместительству супруг нардепа Корчинской Дмитрий (он выступал одним из хедлайнеров митинга у стен ГПУ в связи с историй Тумгоева). На своей странице в Facebook он продолжил угрожать Билере, если она не заберет свое заявление. Корчинский намекнул, что, если обидчицу журналиста Елену Слюсар осудят, то за это Дарине "будут мстить националисты".

В скандале с NewsOne нашли аналогию с историей Вадима Титушко

Скандальная ситуация уже привлекла внимание юристов, которые проводят параллели в ситуации с нападением на съемочную группу NewsOne со знаковыми событиями пятилетней давности. Речь идет о скандально известном инциденте в ходе акции оппозиции "Украина, вставай!", где работников СМИ атаковали спортсмены, которых впоследствии окрестили "титушками".

"Я не вижу различий между нападением Вадима Титушко на журналиста "5-го канала" Ольгу Сницарчук 18 мая 2013 года и вчерашним нападением "– пишет на этот счет в Facebook адвокат Максим Ленко. Пять лет назад он занимал пост заместителя прокурора Киева, и по роду своей деятельности курировал расследование "дела Титушко".

"Тогда мне... были вынесены все мозги, пока не был установлен и привлечен к уголовной ответственности Титушко. Вот только на майском видео 2013 года момент нанесения удара зафиксирован не был, в отличие от вчерашнего видео, запечатлевшего смачную оплеуху "активистки", - отмечает Ленко.

Констатируя предварительные итоги работы силовиков в истории с нападением на журналистов Newsone образца 2018 года, он отмечает - суда по "делу Слюсар" общественность не увидит.

"Есть все-таки одно важное отличие в этих двух происшествиях. Это одежда нападавших. Вышиванка сегодня делает своего носителя неуязвимым", - резюмирует бывший зампрокурора Киева.

Эффективность работы силовиков не превышает КПД паровоза

Опасения Ленко во многом оправданы, если изучить официальную статистику Генпрокуратуры за восемь месяцев 2018 года. Согласно этой "сборной солянке" отчетности ведомства, под процессуальным руководством подчиненных Юрия Луценко с начала года расследовалось 69 уголовных производств по профильной "журналистской статье" - ст.171 УК Украины.

Национальный союз журналистов Украины ведет свой подсчет таких инцидентов. Согласно обнародованному отчету, по состоянию на 1 августа в Украине было зафиксировано 53 случая применения силы к работникам СМИ. Эксперты Института массовой информации, в свою очередь, оперируют цифрой в 168 случаев нарушений свободы слова в 23 регионах страны.

Вне зависимости от методик подсчета, все эти случаи объединяет неутешительный финал.
"Нам неизвестны случаи, когда кто-то из нападавших на журналистов был наказан", - говорил глава НСЖУ Томиленко на пресс-конференции нынешним летом.

Его слова подтверждает и отчетность ГПУ. Так, за восемь месяцев текущего года только шестерым фигурантам дел, связанных с препятствованием работы СМИ, было объявлено о подозрении, а обвинительные акты были направлены в суды только в 5 производствах.

Наряду с этим, сразу 44 уголовных дела, касающиеся нападений на журналистов в Украине, были закрыты с формулировками "в связи с отсутствием состава преступления", освобождении подозреваемых от уголовной ответственности и т.п. Еще по 64 уголовным делам (включая зарегистрированные в 2017 году) итоговое процессуальное решение до сих пор не принято.

Читайте Страну в Google News - нажмите Подписаться